Татьянин журнал (tatamo) wrote,
Татьянин журнал
tatamo

Category:

Из истории

Попался на глаза красивый портрет.

Картинки по запросу "портрет марии александровны"

Мария Александровна, жена Александра II. Картина написана Францем (Великолепным) Ксавье Винтерхальтером, самым, пожалуй, модным портретистом середины XIX века. Автопортрет ниже - сидящий молодой Ксавье, а над ним нависает его творческий визави и помощник Дюбюф (если, конечно, я ничего не путаю). Веселая парочка:

Картинки по запросу "винтерхальтер автопортрет"

Ксавье иногда терялся (но никогда не смущался от ехидной критики современников) от натиска светских дам, выстраивавшихся в очередь, чтобы быть запечатленными именно этим немецким мастером придворного портрета, создавшим единственную в своем роде галерею немецких принцесс и европейских аристократок. Александр Дюма писал: "Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут - одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером..." Этот лукавец, научившийся мастерски выписывать (еще бы: чем дороже платили - тем тщательнее творились на полотне разные тканые финтифлюшки и драгоценные каменья, а дама становилась все краше) детали роскошных нарядов, льстил своим моделям бессовестно (впрочем, таких "портретистов" до фига даже нынче). Его портреты всегда комплиментарны, изображенные на них дамы красивы и, главное, вполне могли быть - при определенной доле допустимого приличия - похожими на себя... А вот один из портретов, написанных в довольно фривольной манере:

Картинки по запросу "винтерхальтер франц ксавер"

А здесь - какова поза и сдерживаемый темперамент:

Картинки по запросу "винтерхальтер автопортрет"

И томность:

Картинки по запросу "винтерхальтер автопортрет"

Разумеется, и российские дамы протоптали дорожку к модному художнику:

Картинки по запросу "винтерхальтер франц ксавер"

Правда, на портрет Александры Федоровны (Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская), супруги Николая I, мне не удается смотреть без внутреннего содрогания (и в посте нет изображения). Если уж даже дамский угодник дрогнул... это ж каменный статуй во плоти - надменный, жесткий, волевой характер, ни тени слабости или эмпатии. Верно иногда бывает - "два сапога пара". Но здесь-то огромная страна стонала под сапогом...

В коллекции Эрмитажа есть мужской портрет кисти Винтерхальтера, на котором изображен граф А.А. Бобринский. Оригинальный, стоит признаться. Художник проявил себя, как умелый имиджмейкер: ни украшений, ни орденов, внимание фокусируется на лице - взгляд, рот, лоб. По словам Вяземского, "в лице Алексея Алексеевича удачно сочетались блестящая образованность, высокая культура, прирожденное свободомыслие, искренний патриотизм, талант и неисчерпаемый дух исследователя". Бобринский создал в РИ производство сахара, стоимость к-рого снизилась с двух рублей до тринадцати копеек за фунт (современным хапугам "бизнесменам" остается только молчать), построил первую железную дорогу.

Портрет графа Алексея Алексеевича Бобринского

А вот Варвару Римскую-Корсакову художник писал не один раз. Говорят, был влюблен. Она блистала в европейских столицах, в Париже ее называли "Венерой из Тартара", о ее остроумии ходили легенды. И снова художник профессионально уловил, каким должен быть имидж модели: на светской женщине нет украшений, отсутствует вычурная прическа, а на утреннем пеньюаре - лишь бантики в ряд. Но характер! Чертовка)

Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой

Однако я отвлеклась. Итак, молодая Мария Александровна (Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен-Дармштадская и Прирейнская), жена Александра II и мать Александра III:



Не путать с абсолютно другой по натуре и даже... эээ... происхождению Марией Федоровной (Мария София Фредерика Дагмара), женой Александра III и матерью Николая II:



Свадьба Александра III и Марии Федоровны (смотрим на нюансы и анализируем, да):



А здесь - коронация Марии Александровны. Тут и анализа особого не требуется, сплошная византийщина и по форме, и по содержанию. Духом и не пахнет. В партере - игра "в народ" с кокошниками:



Из викуськи: "Многие осуждали Марию Александровну за отсутствие инициативы и активности в государственных делах, в которые императрица не любила вмешиваться. Она была прекрасно образована, хорошо разбиралась в музыке, хорошо знала новейшую литературу. Именно при ней в России был учрежден Красный Крест... патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий)... сочувствовала балканским славянам, которые находились под властью Турции, не раз высказывалась за ужесточение позиции российской дипломатии по этому вопросу (и в этом расходилась с императором, который "говорил горячо против увлекающихся симпатиями к братьям славянам")... уделяла огромное внимание воспитанию и образованию своих детей, сама приглашала опытных педагогов... Кропоткин весьма нелестно отзывался о большинстве членов семьи Александра II, но для императрицы делал исключение: "Из всей императорской фамилии, без сомнения, наиболее симпатичной была императрица Мария Александровна. Она отличалась искренностью… Теперь известно, что Мария Александровна принимала далеко не последнее участие в освобождении крестьян… Больше знали о том деятельном участии, которое принимала Мария Александровна в учреждении женских гимназий. С самого начала, в 1859 году, они были поставлены очень хорошо, с широкой программой и в демократическом духе. Ее дружба с Ушинским спасла этого замечательного педагога от участи многих талантливых людей того времени, то есть от ссылки".

Картинки по запросу "мария александровна жена александра второго"

Лично я искренне сочувствую этой женщине. Другая бы на ее месте выпендривалась, как смогла бы в силу своих страстей (а иной возможности ей бы и не дали), как, собственно, и делали и до нее, и после нее. Она оказалась "выродком" и для своей семьи, и для царедворцев. Чисто по-женски я ее понимаю. Она, как и любой другой человек, не просила себя рожать. Замуж ее выдали. Муж не любил. У самой амбиций не было. Но она справедливо решила, "попавши в переплет" и исходя из возможностей собственного ума и положения, что может помогать нуждающимся, как умеет. Что сможет настроить мужа отменить зверство крепостного права. Что может помочь женщинам получать достойное образование. Что помогать больным и немощным является ее прямой обязанностью. Что в ее силах воспитать ребенка, которому суждено высокое положение, достойным правителем. Поскольку жизнь такого шанса не предоставила, как судить теперь? Она, и без того чувствовавшая себя некомфортно и неуверенно, сломалась со смертью сына, ибо все ее колоссальные усилия и мечты рухнули в одночасье. Она не была хищницей. Она не была алчной самкой, в отличие от более счастливых соперниц. Она была для всех лишь маткой, в обязанность которой входило производство членов клана. Первой умершей дочери было семь лет, а сыну - почти двадцать два. Именно его целенаправленно и кропотливо, с помощью лучших педагогов и учителей (почитайте Ушинского), она воспитывала "идеальным правителем", вложив в многосторонне образованного, развитого и любимого всеми юного человека свою душу. Злой рок, но обоих детей подкосил менингит. И жизнь ушла из нее, оставив, по воспоминаниям современников, лишь действующую оболочку. От горя женщины чернеют. И это не просто слова. Вот и она на фотографиях была уже не той счастливицей, которая поверила в свое предназначение. Ну, а ее фактурному и гораздо более примитивному супругу стало душно рядом со страдающей и стареющей женщиной. Он и раньше-то не гнушался заводить интрижки (на которые терпеливая жена упорно закрывала глаза, ни разу ни одним словом не пожаловавшись никому из окружающих: всё - только в себе. Однако от фотообъектива не скроешься).

Картинки по запросу "мария александровна жена александра второго"

А теперь уверенно выделил из своих фавориток единственную - и "параллельная" семья осчастливилась четырьмя детьми...

Екатерина Долгорукова и Александр II.

Из рунета: "В 1855 году на российский престол вступил новый император Александр II. Эпоха его правления, начинавшаяся с поражения в Крымской войне и завершившаяся гибелью самого императора, была одним из самых ярких периодов в российской истории. Александр II решился на то, к чему оказались не готовы его предшественники - он приступил к масштабным реформам, в которых остро нуждалась Россия. Реформы эти коснулись практически всех сфер жизни, хотя в первую очередь в заслугу императору ставят отмену крепостного права. Но за насыщенной жизнью императора оставалась еще и жизнь Александра Николаевича Романова, не лишенного присущих всем чувств и слабостей... Александр к жене быстро охладел. Мужчины из рода Романовых вообще не отличались супружеской верностью, но Александр II выделялся даже среди них, меняя фавориток, как перчатки. Мария Александровна знала об этом, и переживания на сей счет не прибавляли ей здоровья. Император, также переживавший потерю сына, окружал жену заботой, но не любовью. Его настоящая любовь принадлежала другой...

Екатерина Долгорукова

Кате (Т.: в данном случае изучающим профайлинг совсем не сложно выдать правдоподобный, а не кем-то сочиненный, профиль этой капризульки девушки - ее психологический портрет) еще не исполнилось 19, Александру Николаевичу было 48. Об отношениях императора и Екатерины Долгоруковой достаточно быстро узнали при дворе. Поначалу это приняли за очередную интригу, но вскоре стало понятно, что на этот раз Александр II влюбился по-настоящему. А законная жена Мария Александровна продолжала угасать, болея и сильнее, и чаще. Император столкнулся с резким неприятием его нового романа со стороны семьи, включая сына Александра Александровича, наследника престола. Конфликт был настолько серьезным, что он решил на время отправить Екатерину за границу. Однако оставлять ее Александр II не собирался - он приезжал на свидание к возлюбленной даже в Париж, где за их романом тайно следили агенты французской полиции. Те, кто рассчитывал, что увлечение императора пройдет, ошиблись - "увлечение" растянулось на годы. Александр и Екатерина вели переписку, полную страсти, причем содержание многих писем способно вогнать в краску даже не склонных к пуританству россиян XXI века. Император - Екатерине Долгоруковой: "Мы обладали друг другом так, как ты хотела. Но должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей".

Екатерина Долгорукова. Собственная зарисовка императора Александра II
Екатерина Долгорукова. Собственная зарисовка императора Александра II.

Долгорукова - Александру: "Все дрожит во мне от страсти, с которой я хочу увидеть тебя. Люблю и целую тебя всего, дуся мой, моя жизнь, мое все..." И к концу 1870-х годов сложилась удивительная картина: император всероссийский жил на две семьи, не особо скрывая этот факт. Об этом, понятно, не сообщали подданным, но члены царской фамилии, высокопоставленные сановники, придворные прекрасно об этом знали. Отношения Александра II с сыном и наследником Александром Александровичем на этой почве балансировали на грани войны. А Александр II еще и подкинул дровишек в этот семейный конфликт, поселив Екатерину с детьми в Зимнем дворце, в отдельных покоях, но рядом с законной супругой и детьми. В 1880 году Мария Александровна скончалась, и в том же году Александр II венчался с Екатериной Долгоруковой. Брак был морганатическим, то есть не делавшим Екатерину Долгорукову императрицей, но, кажется, Александр II готов был пойти и дальше. Во всяком случае, члены императорской семьи получили указание вести себя с Екатериной Долгоруковой, как с императрицей. Сам же Александр II, играя с маленьким сыном Георгием, которого домашние называли Гогой, как-то в присутствии наследника престола спросил у малыша: "Гога, а хочешь ли ты быть великим князем?" О чем тогда подумал будущий император Александр III, можно было догадаться по его изменившемуся лицу... Указом от того же 1880 года Екатерине Долгоруковой жаловался титул светлейшей княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имен бояр Романовых; дети Екатерины и императора также получали княжеский титул и фамилию Юрьевские. Если мужчины из императорской семьи, за исключением наследника, отнеслись ко всему происшедшему сдержанно и с пониманием, то дамы вели себя подобно базарным бабам или обитательницам коммунальной кухни. Потоки грязных сплетен и откровенная ненависть сопровождали тот недолгий срок, в течение которого Екатерине суждено было быть законной женой Александра II. Весной следующего года царь был смертельно ранен бомбой народовольца Гриневицкого. Екатерине Долгоруковой было тридцать три года. Александр II дал своей второй супруге не только титул, но и денежный капитал в банке на сумму более трех миллионов рублей. Император предвидел, что с его кончиной романовская родня постарается отыграться на Екатерине и детях. Так оно и получилось. Новый император Александр III настоятельно посоветовал Екатерине Долгоруковой вместе с детьми покинуть пределы России. "Светлейшая княгиня Юрьевская" эмигрировала в Ниццу, где и провела остаток жизни на собственной вилле, оставив воспоминания и скончавшись в 1922 году..."




(Умные из френдов поймут, почему я не стала комментировать этот одиозный текст, но привела его здесь. Как обычно, sapienti sat. Честно говоря, уже утомилась и от непонимания, и от блогерской озлобленности по манипулятивному типу семиносоловьевского пафоса, и от человеческой глупости и примитивизации мышления вообще, и от фанатичной нездоровой "серьезности", граничащей с патологией. Злы? Понимаю. Я еще злее. Но не позволяю себе распускаться. Хоть иногда включайте чувство юмора, чтобы не сбрендить. И изучайте психологию - самую важную дисциплину для локации в "океане жизни")

Лекция о лав стори из истории - https://youtu.be/Luy8jjCt0QE
И документалка тв "Культура" - https://youtu.be/-dgLSjwc820

Главное, каменты почитайте))) Под вторым роликом, в основном - разгневанные женщины. И один из комментариев навскидку (на тот ролик ссыль не дала, ибо он сделан мужчинами на "мужском" канале, а потому оправдательно потакает "мужским шалостям"). Однако наших блюстительниц морали ничто не остановит: "Долгорукова слишком дорого обошлась всем Романовым. Постоянные предъявы, транжирила деньги так, что словами не передать. Шантаж, угрозы - всё это было. Александр II просто глупый мужчина, хотел её короновать и сделать Екатериной III. Коронация должна была состояться в августе 1881 года. Так что, Перовская очень вовремя махнула платком...". О том, что "все Романовы", как показала история, слишком дорого обошлись русским, как-то мимо сознания проходит. Ну, а Перовская - это отдельная статья в историческом повествовании...

По случаю, картинка:

Франц Ксавье Винтерхальтер портрет императрицы Марии Александровны и Ирина Купченко

Не только мне пришло в голову такое сравнение, оказывается. Впрочем, Купченко и сыграла в одном из "исторических" сериалов. Почему в скобках? А патамушта. "Ход вещей" и "дух времени" в современных исторических фильмах всего мира, когда уже на наших глазах история наново переписывается, нужно уметь делить хорошо на "цать". И это совсем не просто(

Пысы. А знаете, кого я вспомнила, делая пост мозаикой картин, фотографий и чужих текстов? Скобелева. Этот замечательный полководец честно не заводил семью, дабы всего себя посвятить своему делу (и еще неизвестно, какие планы роились в его голове, если учесть, что он, судя по всему, решил заняться политикой, соответственно, политики рассчетливо решили, что нечего делать сапогу в столь тонких паутинах). Когда матушка настояла на женитьбе тридцатилетнего Михаила, уже дюжину лет как военного (сначала он поступил на математический), любящий сын сдался, но очень скоро сбежал от требовательной жены и неприлично скандальной тещи. Впоследствии мимолетно встретил хорошую женщину (во всяком случае, об этом упоминают биографы), учительницу, ставшую ему душевным другом, но они только переписывались... Скобелев остался в народной памяти незаурядным человеком и героем.



А судьба - точнее, коварство людей - подсунула ему жирную свинью: отец умер, мать трагически погибла, все вырученные за проданное имение деньги странным образом исчезли. О его смерти до сих пор ничего достоверно не известно - то ли это были происки Александра III, к которому он неоднократно прорывался с нелицеприятными докладами через подножки шипящего в царские уши и всей страной одинаково ненавидимого Победоносцева, то ли втайне сыграл Бисмарк, с к-рым у Скобелева были терки. Во всяком случае, официальная история молчит. Однако практически никто из современников в раннюю "естественную" смерть полководца не поверил...

Традиционно, музыка напоследок. Раз Скобелев, значит, русско-турецкая война и успешный яркий фильм "Турецкий гамбит", удачно оттененный сочиненной к нему композицией - https://youtu.be/Pugewp5ROCk
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments