Татьянин журнал (tatamo) wrote,
Татьянин журнал
tatamo

Categories:

Каталонская тема




В отличие от темпераментного испанского фламенко, народный танец каталонцев, сардана - спокойный, с характерными для хоровода движениями, чем-то похож и на греческий танец сиртаки, и на славянские хороводы. Часто в разных местах отдыха можно увидеть людей, "водящих хороводы" сарданы. Это танец братства, главное, танцевать должны не профессионалы, а простой народ. Как правило, сардану играет специальный оркестр из двенадцати музыкантов.



У испанцев с каталонцами достаточно сложные отношения. Иногда можно услышать от испанца о каталанском языке - "собачий". Франкистский диктаторский режим особенно сильно гнобил каталонцев, и только в 1980 году возобновилась деятельность правительства Каталонии, Женералитет (Generalitat). Каталонцы всегда высказывали свое желание быть независимыми, заявляя, что "Каталония - не Испания". К слову, и у наших туристов иногда складывается впечатление, что это отдельная страна, имеющая свой язык и культуру. В состав Каталонии входят четыре провинции, носящих такое же название, как и их столицы: Барселона, Жирона, Ллеида и Таррагона. Примерно треть жителей всей Каталонии проживает в Барселоне.



Замок Миравет (на каталанском - Castel de Miravet) - средневековая крепость, расположенная в муниципалитете Миравет района (комарки) Рибера-д’Эбре провинции Таррагона в составе автономной области Каталония. "Замок стоит на вершине холма, с которого открывается вид на близлежащий одноименный городок. Крепость расположена на высоте 220 м над уровнем моря и является образцом архитектуры, создававшейся рыцарями-крестоносцами во время крестовых походов и впоследствии распространявшейся в Западной Европе орденом тамплиеров. Миравет считается одним из типичных и наиболее хорошо сохранившихся образцов такой архитектуры в Европе.



"Укрепленное строение на этом место было основано сарацинами в XI веке, в эпоху их господства на Пиренейском полуострове. В ходе Реконкисты, в 1154 году, местность была передана под контроль тамплиеров, став отправной точкой расширения их влияния в этих землях. Зимой 1308 года, после долгой осады, тамплиеры сдали свой замок войскам короля Якова II, после чего он до 1385 года находился во владении ордена госпитальеров, а затем перешел в королевскую собственность. Замок сильно пострадал во время Сегадорского восстания. В 1643 году его удалось отстоять от королевских испанских войск, но спустя семь лет он все же был ими взят. В 1707 году крепость попала в руки сторонников короля Филиппа V. В период Карлистских войн Миравет попеременно находился в руках либералов и сторонников абсолютизма, при этом в Третьей Карлистской войне он был сначала одним из главных оплотов карлистов в регионе, но в 1875 году либералы вернули контроль над ним. В 1935 году замок стал частным владением, затем превратившись в арену сражений в ходе гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Весной 1938 года он был занят франкистами, а после битвы при реке Эбро, летом 1938 года, перешел в руки республиканцев. Окончательно взят франкистами осенью 1938 года... В 1994 году в замке были проведены крупные работы по реконструкции, а в 1995 году он был объявлен объектом культурной ценности.



Миравет расположен на вершине скалы, защищенной рекой, и имеет стены, достигающие 25 м в высоту. Там, где сейчас располагается автостоянка, в скале был вырыт ров, чтобы укрепить оборону замка. Ров предотвращал возможность сделать глубокий подкоп и добраться до основания стен, которое вражеские минеры смогли бы в этом случае повредить или разрушить подрывом. Внешне постройка выглядит единообразной, что свидетельствует о быстрых сроках ее возведения. Некоторые участки внешних стен, возведенных тамплиерами, сохранились еще от крепости времен Аль-Андалуз. Стены тамплиеры складывали из прямоугольных блоков белого камня, хорошо поддающихся обработке, в виде очень плотных рядов. По причине их оборонительного назначения стены практически не имели отверстий. В верхней части западной стены, рядом с башней в центре, находятся остатки навесной бойницы (машикули), консольной каменной структуры, которая начиналась в нижней части стены. В случае штурма замка защитники могли бросать те или иные метательные снаряды непосредственно на головы врагов, пытавшихся атаковать у основания стены.



Система входов - самое слабое место в обороне замка; для усиления защиты было возведено несколько архитектурных сооружений, в том числе, башни и барбакан. Входы граничат с участками стен извилистой формы, мешавшими осуществлению лобовой атаки и вынуждавшими нападавших оказываться в пределах досягаемости ответной атаки защитников башен. Устройство входов в замок датируется XVII веком. Они выстроены из каменных блоков меньшего размера и сложены не очень плотно, что отличает их от крупных блоков, применявшихся для строительства тамплиерами - например, для возведения расположенной рядом башни (XIII век). Барбакан расширял оборонительные возможности стен, защищая входы и завершение участка дороги, ведущей в замок. Его функцией было предотвращение дальней атаки на ворота. Если нападавшие доходили до барбакана, то оказывались в ловушке между стенами и попадали под огонь, который защитники замка вели с башен. Северная стена имела пять защитных башен, которые были расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы защитники замка имели как можно более широкий охват местности для осуществления дальних атак, без "мертвых углов", чтобы иметь возможность защищать входы. Стены были реконструированы в XVII-XVIII веках, чтобы адаптировать старые средневековые фортификации к современным (на тот период) методам ведения войны. Выполненные в ходе реконструкции строительные работы, которые сочетают в себе каменную кладку с опалубкой и тапией (старинный способ возведения стен с помощью раскатанной с землей глины), контрастируют с тамплиерскими строительными приемами XIII века, примером которых является Башня сокровищ, возведенная из тесаного камня, сложенного плотными рядами и хорошо обработанного. Несмотря на свой менее прочный внешний вид, северная стена имеет значительную толщину - достаточную, чтобы выдерживать атаку снарядами артиллерийских орудий.



Башня сокровищ, впоследствии неоднократно перестраивавшаяся, была возведена тамплиерами на старой стене периода Аль-Андалуз (то есть, господства мавров до отвоевания этой территории в ходе Реконкисты), чтобы укрепить оборону северной стороны замка. Ее передовая позиция позволяет посредством контроля над этой башней контролировать и входы в замок, расположенные у основания. Необычное название происходит от того, что тамплиеры хранили здесь корреспондентские документы своего ордена, относящиеся к делам на территории регионов Каталонии и Арагона. Когда в XIII веке они решили выбрать место для хранения всех этих документов, выбор хранилища пал на Миравет. Помимо документов, туда поступали также другие ценности. Когда тамплиеры сдали (после осады) замок королевским властям в 1308 году, здесь было обнаружено 650 золотых флоринов, 5463 серебряных торнесо, 2487 жакских су и 663 барселонских су, а также другие ценные вещи... Дворовое пространство замка было предназначено для размещения разнообразных построек, необходимых для поддержания его существования. На территории 12 000 м² располагались склады, конюшни, птичники, мастерские, резервуар для воды и даже сады. От большинства этих объектов не осталось каких-либо материальных следов, по которым можно было бы четко определить их местоположение на территории замка, но об их существовании известно, благодаря описаниям и рисункам из документов. Периметр хозяйственной части замка совпадал с альбакаром - обнесенным стеной участком, построенным в андалузский (маврский) период в целях обеспечения защиты населения замка в случае опасности. Исходя из этого, общая структура крепости мало в чем изменилась на протяжении веков, несмотря на то, что претерпевала реконструкции, чтобы адаптировать ее к военным нуждам той или иной эпохи.









Каждая из стен, которые защищали это пространство, предназначалась для защиты данной территории различными способами. Северная стена имела четыре башни, охраняющие входы; восточная стена имела специальные узкие амбразуры, позволявшие вести артиллерийский огонь из безопасного положения; южная же стена, наименее надежная, была усилена естественной защитой, которая обеспечивалась скалой около реки. Задуманная, как первый уровень обороны, нижняя территория замка была обнесена по периметру стенами, частично относящимися к окружавшим верхнюю часть замка, чье собственное основание являлось, таким образом, продолжением этих стен и создавалась концепция единой крепости.





Конюшни, расположенные в нижней части замка, использовались на протяжении всей его истории в качестве оборонительного сооружения. Здание конюшен было построено в период контроля над замком тамплиеров, о чем можно судить по сохранившейся каменной кладке и декоративной отделке в нижнем параменте (вертикальный структурный элемент крепостных стен), однако неизвестно, по какому назначению оно тогда использовалось. В период с XIV по XVII век здание уже использовалось в качестве конюшни, хотя там могли содержаться и другие животные, поскольку в некоторых документах оно именуется, как коровник. Для выполнения этой функции был изменен уровень наклона ведущей в него рампы. Впоследствии пол здания выровняли под уровень двери, оставив кормушки для животных ниже этого уровня. Здание было покрыто сводом цилиндрической формы, ныне частично обрушившимся. В довершение всего, если верить документам, был надстроен второй этаж, выполнявший функцию сарая... Нижние террасы первоначально состояли из террас, ступенчато располагавшихся по склону скалы, но в XVI веке здесь был насыпан слой земли, дабы выровнять поверхность под один уровень, что было связано с возведением в то время новой защитной стены. Несмотря на то, что ныне эта территория ничем не застроена, раньше здесь имелись небольшие постройки, отведенные под склады и птичники. Документы также сообщают о наличии здесь садов для удовлетворения потребностей обитателей замка, где в том числе занимались разведением оливковых деревьев и шелководством. Время от времени эта территория также использовалась в качестве кладбища.

С течением времени замок адаптировался к современности, в связи с изменением средств и методов ведения войны. Вследствие этого, например, в XVIII веке в восточных стенах были устроены амбразуры. Через эти отверстия замковые артиллеристы вели огонь из легких орудий, находясь в относительной безопасности от возможности попадания в них вражеских снарядов. Во внутренней своей части амбразуры были шире, чтобы обеспечить больший угол обзора для защитников замка..."





Несколько разных испанских замков:





10 место. Гатика, Бискайя. Замок Бутрон. (Arrano)
Гатика, Бискайя. Бутрон

Гатика, Бискайя. Замок Бутрон. (Svet Ivantchev)
Он же

9 место. Сарагоса. Дворец АльÑаферия. (Juanedc)
Сарагоса. Альхаферия

8 место. Кока. Замок Кока. (Jose Javier Martin Espartosa)
Замок Кока

Кока. Замок Кока. (Jose Luis Cernadas Iglesias)
Он же

7 место. Сеговия. Дворец Алькасар. (fasiso)
Сеговия. Алькасар

Сеговия. Дворец Алькасар. (Raúl A.-)
Он же

6 место. Бесалу. Замок Бесалу. (Daniel Bron)
Бесалу

Бесалу. Замок Бесалу. (Mikipons)
Он же

2 место. Гранада. Замок Альгамбра. (Anh Dinh)
Гранада. Замок Альгамбра

Гранада. Замок Альгамбра. (Andreas Flohr)
Он же

1 место. Барселона. Национальный дворец. (Felix König)
Национальный дворец, Барселона

Барселона. Национальный дворец. (Farrukh)
Он же

Хронологическая периодизация каталонской истории, в целом, совпадает с общепринятой в мировой, в частности, европейской, истории. В истории Каталонии выделяют следующие основные исторические периоды:

- Доисторическая эпоха, характеризующаяся археологическими находками на территории Каталонии остатков примитивного человека, в частности, предшественника неандертальца, останки эпохи палеолита (среднего и позднего), мезолита; неолитические стоянки первобытных людей; продолжается до наступления бронзового века (1200-е гг. до н.э.).
- Древняя история, которая охватывает иберийский период истории Каталонии (2-1 тыс. до н.э.), финикийскую, древнегреческую и карфагенскую колонизацию (с конца 2 тыс. до II века до н.э.) и римское господство на каталонских землях со II в. до н.э. до вестготского нашествия в начале V в. н.э.
- Каталонское Средневековье, период вестготского господства (V в. и нач. VII вв.), борьбы с мусульманским нашествием, становления и обретения независимости Барселонского графства, как центра формирования каталонской идентичности (сер. VII - сер. XII вв.), вхождение в состав Арагона - (1137-1469 гг.).
- Новое время, когда Каталония находилась в составе централизованной Испанской морской империи (сер. XV - кон. XVIII вв.); потеря автономии в результате войны за испанское наследство (1714 год).
- Новейшее время, когда Каталония находилась под французским управлением вследствие Наполеоновских войн (1808-1814); преобразования в Испании (карлистские войны, революция, многопартийность и рабочее движение) 1830-1890 гг. Развитие каталонской самоидентичности.
- XX век по настоящее время - диктатура Франко (1939-1975 гг.); восстановление каталонской автономии (1977); современное политико-экономическое положение Каталонии...

Сочетание разных эпох и традиций разных народов в архитектуре и обычаях каталонцев бросается в глаза и вызывает много вопросов. Вообще, это очень интересное место, где гармонично в архитектуре (и не только) сочетаются отзвуки культуры древних греков и римлян, готов, сарацин, славян-богумилов, франков и др. Каталония (возможно, вместе со страной басков и Галисией) - единственный самый древний форпост христианской Испании, пограничный с арабской Испанией. Наверное, именно поэтому наблюдается такое интересное сочетание разных эпох и народов в культуре Каталонии, объясняющее самобытность каталонцев.

Да кто же вам сказал, друзья,
Что раз была долга стезя
И столько видели глаза,
то не поверить им - нельзя?
Древней родник - светлей струя?
Нет. Быль должна быть без былья.
А я, от стольких бед и лет
Давно старик и петь отвык.
Стою у бездны на краю
И ничего не узнаю...
Но твердо знаю я одно:
Должно быть каждому дано
Задаром, словно снег и свет,
Без страха за авторитет,
Не глядя на зарубки лет,
На то, достиг ты или нет,
Дорос ты или не дорос,
Простое право - на вопрос.


Сальвадор Эсприу, 1913-1985 гг.
Каталонский писатель и поэт,
писавший на каталанском языке.



Встретила любопытную фразу у одного блогера по поводу "субботнего протеста": "Кто видел Цивилгвардию в Испании, тот в этом цирке не смеётся." Навскидку - https://youtu.be/REIbA1wvaM8 Приемчики из серии "затуши пожар бензином"...

11 сентября 1714 года - знаковая дата в Каталонии, Национальный день Каталонии.
Именно тогда была потеряна независимость данного региона. Еще немного истории.


Карл II


Его мать, Марианна Австрийская, королева испанская

Карл II был последним представителем габсбургской династии на испанском престоле. Как не имевший детей, он завещал свои владения Филиппу, герцогу Анжуйскому, внуку французского короля Людовика XIV. После смерти сего красаучега возбудились все "цивилизованные государства" - и, роняя тапки и пуская слюни, бросились драться за лакомый кусок, вырывая его из пастей друг друга...

"1701-1714 - крупный европейский конфликт, начавшийся в 1701 году после смерти Карла II. Для разоренной и впавшей в нищету Испании начавшаяся война стала подлинным бедствием. Государственное казначейство было пусто. Правительство не имело ни кораблей, ни армии. В 1702 году с трудом удалось собрать две тысячи солдат для экспедиции в Италию. В полуразрушенных крепостях стояли крайне незначительные гарнизоны, что стало в 1704 году причиной утраты Гибралтара. Солдаты, у которых не было ни денег, ни оружия, ни одежды, разбегались без всяких угрызений совести, и Франции приходилось употреблять свои флоты и армии на охрану обширных испанских владений. Война началась с демарша императора Священной Римской империи Леопольда I по защите права своей династии (также габсбургов) на испанские владения. Когда же Людовик XIV решил воспрепятствовать этому, в надежде расширить свои владения, некоторые европейские державы (главным образом, Англия и Голландия) выступили на стороне империи, чтобы не допустить усиления своего соперника, Франции. Другие государства присоединились к союзу Франции и Испании, чтобы попытаться заполучить уже для себя новые территории. Война вспыхнула не только в Европе, но и в Северной Америке, где локальный конфликт был назван английскими колонистами "войной королевы Анны". Конфликт завершился подписанием Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) соглашений. В результате, Филипп V остался королем Испании, но лишился права наследовать французский престол, что разорвало династический союз Франции и Испании. Австрийцы получили большую часть испанских владений в Италии и Нидерландах..."

Ну, а романтичная тень Франции над континентальной Европой растворилась в истории, хотя еще дважды французы попытались напомнить о себе - Великой французской революцией, имевшей огромное значение в последующем развитии текущей цивилизации, и гасящими ее наполеоновскими демаршами...

"В ландшафте Каталонии преобладает холмистая поверхность с плодородными равнинами. Основными культурами являются хлебные злаки, оливки и виноград, из которого производится почти треть всего испанского вина. На 400 км простирается побережье, дающее возможность не только для пляжного отдыха, но и для рыболовства. В Каталонии высокий уровень развития производства текстиля, химической продукции, автомобиле- и самолётостроения, металлургии и пр. Климат здесь мягкий, так как местность от сильных ветров защищена Пиренейскими горами, летом преобладает в меру жаркая, главное, сухая погода, зимняя температура редко бывает ниже 12 градусов. Причем, чем дальше от побережья вглубь Испании - тем жарче лето и холоднее зима. Каталония является туристическим центром Испании, ведь именно здесь расположен самый интересный испанский город - Барселона, а также побережья Коста Брава, Коста де Маресме и Коста Дорада с их знаменитыми пляжами и курортами, отмеченными международными сертификатами за экологичность и чистоту.





















На Коста Брава едут те, кто любит занятия водными видами спорта, здесь скалистые берега, уходящие в море, чередующиеся с песчаными пляжами. Древнеримские исторические руины расположены на территории крупнейших городов Коста Брава - Ллорет де Мар, Бланес и Тосса де Мар. Лучшие испанские пляжи, знаменитые своим золотым песком и множеством развлечений, находятся на Коста Дорада. Часть достопримечательностей Каталонии внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО. К ним относятся: археологический ансамбль Таррако и монастырь Поблет в Таррагоне, романские церкви, Дворец каталонской музыки и больница Святого Пау в Барселоне, а также расположенный в Фигерасе музей Сальвадора Дали. Помимо этого, в список внесены созданные Антонио Гауди Собор Sagrada Familia, Парк Гуэль (Park Guell), Дворец Гуэль (Palau Guell) и Дом Мила (Casa Mila). Среди мировых имен, прославивших Каталонию, значатся Сальвадор Дали, Жоан Миро, Антони Тапиес, Сальвадор Эсприу, Монсеррат Кабалье и Хосе Каррерас. К известным на весь мир музеям относятся Национальный музей каталонского искусства, Музей современного искусства в Барселоне, театр-музей Сальвадора Дали и музей Пикассо..."







Антонио Гауди называют "Леонардо да Винчи 20 века"...



Пост почитания Антонио Гауди - фото 1

"Антонио Гауди (1852-1926) – выдающийся архитектор, разработавший оригинальные средства пространственной геометрии. Гауди создал многие архитектурные объекты Барселоны. Отличительная особенность его стиля заключалась в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мастер не любил замкнутые и геометрически правильные пространства, избегал прямых линий, считая, что прямая линия - это порождение человека, а круг - порождение небес. Гауди объявил войну прямой линии и переселился в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль. Он родился в семье потомственных ремесленников, занимался в Высшей технической школе архитектуры, изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.). В 1870-1882 гг. выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Салы и Вильяра... В молодости щеголь, Гауди пользовался большой популярностью у женщин, при этом оставался холостяком всю жизнь. Подробностей немного: вроде бы, в 1880-е годы он, довольно молодой архитектор, влюбился в учительницу, но она не ответила влюбленному взаимностью и вышла замуж за другого. Есть еще одна история, повествующая о том, как юная незнакомка, которой был всерьез увлечен Гауди, в последний момент отказала ему в ухаживаниях и ушла в монастырь, чем, якобы, не только сподвигла архитектора навсегда оставить идею о женитьбе, но и увлечься идеей строительства храмов оригинальной архитектуры...

Первая самостоятельная работа Гауди (фонтан на площади Каталонии) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора. В 1880-83 гг. было построено здание по его проекту - Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Дом, построенный для владельца керамической фабрики Висенса похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции "царство керамики", Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными "сталактитами", наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей, асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики...





В 1887-1900 годах Антонио Гауди осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. В 1883-1885 годах по проекту Гауди создается Эль Каприччо - летний особняк на Кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера. В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами в долину, нисходящую к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже располагаются просторные залы, курильная, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания - салон-гостиную с двухуровневым потолком. Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчеркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.





Одна из особенностей особняка Ðль Каприччо: обилие дневного света внутри

В 1883 г. Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти Гуэля, архитектор проектировал для его семьи всё необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков. Богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, Гуэль мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец - полную свободу самовыражения без оглядки на смету.



Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо). В 1884-87 гг. он создал ансамбль усадьбы Гуэля под Барселоной. Облицовка стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой построек Гауди. Наиболее знаменитые сооружения парка Гуэль на усадебных землях - т. н. "Греческий храм" (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и "Бесконечная скамья" длиной несколько сотен метров, извивающаяся, словно змея. В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.





В 1891 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны - Саграда Фамилиа (храм "Святого Семейства"). Храм Саграда Фамилиа стал высшим плодом фантазии мастера. Придавая особое значение этой постройке, как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г. целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую. Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но, вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора Саграда Фамилиа рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена. Строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады. Строительство храма предположительно закончится к 2030 г.















Одно из самых популярных сооружений Гауди - дом Батло (1904-06), плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет "Св. Георгий убивает дракона". Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой. Каса Батло - лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение, форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.











К числу шедевров современной архитектуры причисляют дом Мила (1906-10), Каса Мила - одна из известных построек модерна, получившая название Ла Педрера (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии, как "свободный план". Кровля опирается на аркады. На крыше дома установлена терраса, скорее, обходной путь сложной композиции, который позволяет любоваться каменным "зверинцем" на кровле дома, состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц. В декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира). Гауди намного опередил своё время, создав сооружение, где воплотились идеи гибкой планировки (всю нагрузку несёт каркас, а внутренние перегородки могут распределяться свободно). Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки, создающие ощущение упруго пружинящих опор массивных стен. Волнистые формы фасада были дополнены причудливыми балконными оградами; на крыше архитектор поместил целый "сад скульптур": дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями, напоминающими сказочных великанов..."

















Известно, что Гауди жил скромно, одевался просто, почти не пользовался никаким транспортом, перемещаясь пешком, вплоть до последнего дня совершая многокилометровые прогулки к морю. Летом 1926 года 73-летний Гауди вышел из дома, проходя по Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, был сбит трамваем и потерял сознание. Говорят, будто движение трамваев в Барселоне было запущено именно в этот день. В бессознательном состоянии, не признав великого архитектора в "ветхой одежде", пострадавшего доставили в больницу Святого Креста - приют для нищих, где он, в отсутствие надлежащей помощи, вскоре и скончался. Его уже собирались хоронить в (Т.: в жизни великих многие вещи бывают очень символичными) общей могиле, как одна женщина, случайно увидев тело, опознала Гауди... Его останки сегодня покоятся в склепе им созданного собора Саграда Фамилиа... Гауди, по словам многих искусствоведов, был "Леонардо да Винчи 20 века", воплотив в себе качества не только гениального архитектора и художника, но и блистательного изобретателя.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment