?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анонс лекции

https://youtu.be/0bAWPaso4p0


Тема - Шульган-таш, или Капова пещера, расположенная на правом берегу реки Белой на территории федерального природного заповедника... Из рунета: "Это трёхэтажная спелеосистема - с большими залами, галереями, подземными озёрами. Внутри протекает река Шульган. Пещера протянулась более чем на два километра. Полагают, что её возраст около миллиона лет. И если Ирбитский Писаный камень оказался в центре внимания ещё три столетия назад, то одна из крупнейших карстовых пещер на Южном Урале до середины прошлого века таила свои главные сокровища от посторонних глаз. Открытые здесь в 1959 году наскальные рисунки стали настоящей сенсацией. На стенах пещеры зоологом А.В. Рюминым были обнаружены изображения древних животных - мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Это были хорошо сохранившиеся рисунки эпохи палеолита. Сегодня пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России известно три: Капова в Башкирии, а также Игнатьевская и Колокольная пещеры у деревни Серпиевка в Челябинской области. Самые многочисленные, красивые и выразительные рисунки расположены именно на стенах Каповой пещеры...

Когда об открытии аналогичных рисунков в пещере Альтамира в 1979 году впервые объявил испанец Марселино де Саутуола, ему долго не верили и обвиняли в сговоре с целью мистификации, заподозрив его друга, профессионального французского художника, в том, что он мог собственноручно выполнить эти рисунки. Тогда ещё не знали искусства, старше древнеегипетского или кельтского. И поверить в то, что в Европе, за много веков до постройки Египетских пирамид, существовало искусство, достойное восхищения, было трудно. Открытие Рюмина было совершено через шестьдесят лет после споров, вызванных рисунками Альтамиры. К тому времени наскальные изображения были обнаружены во многих пещерах на территории Западной Европы, и в подлинности подобных открытий уже никто не сомневался. Зато к середине ХХ века почти никто не сомневался и в том, что что изображения вымерших палеолитических животных встречаются только во Франции и Испании. А вот московский учёный Александр Владимирович Рюмин сомневался. Анализируя древнейшую историю человечества, он пришёл к выводу, что палеолитическая культура должна была развиваться не только в Западной Европе, но и в нескольких других регионах. Наиболее перспективным для поисков вещественных доказательств этой теории он считал Южный Урал...

Рюмин поступил на работу в Башкирский заповедник (где и находится пещера Шульган-таш), и после длительных изысканий нашёл палеолитические рисунки, а теория существования Южно-Уральского очага развития первобытной культуры получила неопровержимые доказательства. Всего в Каповой пещере обнаружено около двух сотен изображений, из них относительно хорошо сохранилось около трёх десятков. Рисунки располагаются довольно низко над полом пещеры. Изображения крупные - от полуметра до метра и более величиной. В основном, это животные, и все они двигаются в одну сторону. Изображения животных выполнены в виде контурных рисунков на очень плотных известняках, может быть, потому что поверхность стен плотная, в Каповой пещере нет так называемых петроглифов - не нарисованных, а выгравированных на камне рисунков, нередко встречающихся в западноевропейских пещерах. Почти все рисунки сделаны красной охрой. Эта краска готовится из красящего вещества (пигмента), содержащегося в глинах, богатых железом. Любопытно, что при исследовании культурных отложений возле рисунков обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска. Охра, кстати, бывает не только красного, но также жёлтого и коричневого оттенков: этот натуральный пигмент и теперь используют при изготовлении красок. Есть в Каповой пещере и более редкие изображения, выполненные в два цвета - красной охрой и чёрной краской на основе угля, или, возможно, окиси марганца..

Сегодня для туристов, приехавших в заповедник, частью которого является пещера, доступ к подлинным первобытным рисункам закрыт. Это сделано для того, чтоб микроклимат Шульган-таш существенно не менялся, а древние изображения не портились. В ближней ко входу части пещеры экскурсантам демонстрируют довольно искусно выполненные копии рисунков в натуральную величину. А недавно сотрудники заповедника сделали интерактивный фото тур по всей пещере, благодаря которому совершить виртуальное путешествие по Шульган-таш теперь может любой желающий.





В пещере наскальные рисунки сохраняются, словно законсервированные, покуда туда не доберутся люди. А на открытом воздухе? Зимой снег и трескучие морозы, весной и осенью дожди и ветры, летом солнце, бывает, палит нещадно. Между тем, большая часть первобытных изображений на Урале располагается не в пещерах, а прямо под открытым небом - обыкновенно на скалах, обращённых к реке, или обрывающихся прямо в воду. Каким образом уцелели рисунки, тысячелетия пребывавшие в столь неблагоприятных условиях? Учёные говорят, что влага, стекавшая по скалам в течение тысячелетий, создала тонкий известковый налёт, именно под этой хрупкой полупрозрачной корочкой и дожили рисунки до наших дней. Известны писаницы, расположенные на значительной высоте. Под такими рисунками часто располагается небольшой выступ в скале, так называемая скальная полка, устроившись на которой, древний человек мог выполнить изображение. Впрочем, не исключено, что он использовал также деревянные леса, или же спускался к месту работы сверху на кожаных ремнях или верёвках...

Первобытный художник был большим специалистом по части геометрической абстракции - сетки, зигзаги, волны, многоугольники, линии, круги и так называемые солярные знаки встречаются на его рисунках в изобилии. На писаницах Урала преобладают копытные: для Среднего и Северного Урала характерны изображения лося и оленя, а вот на южноуральских писаницах чаще встречается косуля. Удивляться тут нечему - кто рядом жил, того и рисовали. И сегодня на упомянутых территориях преобладают именно эти виды животных. Кроме копытных, на уральских писаницах встречается медведь. Любители кошек будут разочарованы, их на писаницах нет, а вот собак древние уральцы иногда изображали. Из пернатых "попали в вечность" водоплавающие птицы. Например, утки - их силуэты с массивным туловищем, короткой шеей и характерным плоским клювом попадаются очень часто. Гусей и лебедей рисовали похожим образом, только шею делали подлиннее. Как правило, птицы нарисованы стайками, по нескольку фигурок вместе. Первобытный уральский художник изображал и человека. Человеческие фигурки обращены лицом к зрителю и выполнены весьма схематично, в несколько линий. Руки и ноги их обычно согнуты, и кажется, что "человечки" находятся в постоянном движении, будто пляшут.





Способ создавать 3D-изображения не было известен древнему художнику, о линейной и воздушной перспективе он тоже вряд догадывался. Изображение было двухмерным, или как говорят искусствоведы - плоскостным. Ощущение некоторого объёма, конечно, достигалась - чаще всего, за счёт использования естественных выступов скальной поверхности. Рисунки выполнены контурами и линиями, иногда в "скелетном" стиле - со схематически обозначенными рёбрами или внутренними органами животных. Фигуры животных и птиц чаще всего показаны в профиль. Это не случайно. Во-первых, профильное изображение, говоря современным языком, наиболее информативно. Рисуя животное в профиль, проще добиться сходства, легче подметить и передать характерные черты. Во-вторых, древний человек придавал изображению магическое значение. Возможно, с этой точки зрения рисовать движущееся прямо на зрителя животное считалось опасным и недопустимым. Встречаются также рисунки, словно бы передающие взгляд сверху, на уже поверженного зверя. Животное в "жертвенной позе" в те далёкие времена становилось непременным участником древних обрядов. Один из примеров подобного изображения - распластанная шкура с медвежьей головой на Ирбитском Писаном камне. А вот человекоподобные существа обязательно снабжены отличительными признаками пола, и, подобно сказочным избушкам-на-курьих-ножках, чаще всего развёрнуты прямо на зрителя...



Далеко не все писаницы находятся на территории заповедников и охраняются от элементарного вандализма. Под ними жгут костры и поверх древних изображений размалёвывают скалы новыми "шедеврами", как, например, это происходит на озере Аллаки в Челябинской области, куда люди приезжают в выходные дни на пикник и порыбачить. Непременно нужно сохранить древние рисунки в неприкосновенности, хотя бы для того, чтобы потомки когда-нибудь смогли прикоснуться к давнему прошлому. Пусть и они смогут увидеть эти изображения не на фотографиях с уже утраченных, осыпавшихся писаниц, а в реальности. Глядеть на замершего на скале красного оленя и слышать шум реки, вдыхать запах хвои, ощущать затылком, как припекает полуденное солнце. Да-да, днём солнце обязательно будет греть затылок. Точь-в-точь, как первобытному художнику в тот самый день, когда, обмакнув палец в краску, он водил им по ноздреватому камню: ведь все писаницы на Урале обращены на юг. А потом раздвинутся ветви на противоположном берегу, и... так - через личные переживания и встречу с древними образами - и осуществляется связь с прошлым. Связь времён..."

Добавлю в пост еще одну тему. В Греции до сих пор ведут раскопки. Ведь зачастую древние скульптуры находят совершенно неожиданно, как это случилось, к примеру, с бронзовой "Пирейской Афиной", античной статуей, обнаруженной в греческом порту Пирей в 1959 году при замене асфальтового покрытия после ремонта канализации. "Ушедший вниз грунт открыл две позеленевшие руки, поднявшиеся к афинскому небу. Страх и ужас обуял не только рабочих, но и прибывших на место полицейских. Статуя лежала на глубине примерно полутора метров на мозаичном полу и была покрыта черной грязью, смешанной с пеплом и разбитой черепицей, что позволило предположить, что она оказались похороненной под развалинами сгоревшего здания... Поскольку статуй разных эпох обнаружили несколько, предположили, что это был склад, который служил местом сокрытия ценностей от римлян, завоевавших Грецию и варварски вывозивших с ее территорий художественные ценности. Склад, где скульптуры были спрятаны, сгорел. Возможно, скульптуры не стали вытаскивать и устанавливать на прежние места из страха перед грядущими реквизициями (точно в таких же условиях была найдена другая из считанных греческих бронз - "Дельфийский возничий"). Датировку пожара устанавили по найденной в слое монете, относящейся к 87-86 гг. до н.э. Известно, что в 86 г. римский диктатор Сулла захватил и разграбил Афины, отослав в Рим тысячи художественных произведений из всех уголков Греции. Возможно, статуи могли быть частью добычи Суллы и находиться на складе в ожидании погрузки на корабль в тот момент, когда здание сгорело. После пожара развалины внимательно изучать не стали, и добыча римлян оказалась потерянной..."

ПоÑожее изображение

"В ходе раскопок в Амфиполе на севере Греции археологи обнаружили две кариатиды, которые сразу были признаны значимыми произведениями античного искусства. Эта находка подтверждает гипотезу о большой исторической роли македонской гробницы. Археологи проникли внутрь захоронения и обнаружили фигуры, которые украшали вход в гробницу. Лицо кариатиды с западной стороны сохранилось почти без повреждений, а у кариатиды с восточной стороны лицо полностью сбито. У каждой из фигур одна рука протянута в сторону входа, как будто заграждая путь и предостерегая от кощунственного проникновения. Возможно также, что каждая из кариатид поддерживала этой рукой потолок. Перед кариатидами находилась мраморная стена шириною 4,5 м., которая запечатывала вход. Скульптуры выполнены в той же технике, что и сфинксы, которые были обнаружены археологами ранее снаружи гробницы. Сфинксы, как и кариатиды, должны были охранять вход. На фигурах нашли также следы синей и красной краски. В ближайшее время археологи приступят к раскопкам внутреннего помещения, которое находилось позади кариатид, как видно на схеме, составленной по результатам последних раскопок. Они надеются узнать, кто же был похоронен в самой большой гробнице Греции..."

Картинки по запросу кариатиды фото

Наиболее известные античные кариатиды поддерживают портик храма Эрехтея на афинском Акрополе.

ПоÑожее изображение

Древнегреческая мраморная скульптура Ники Самофракийской - разрубленные части которой были найдены каким-то местным земледельцем на острове Самофраки на территории святилища кабиров и проданы французу, вывезшему их в 1863 году во Францию, где ее отреставрировали и выставили в Лувре - сумела передать через века неукротимый дух некогда существовавших женщин... Или мечты о них.

ПоÑожее изображение