Татьянин журнал (tatamo) wrote,
Татьянин журнал
tatamo

Category:

Психоэтюды

Взято у val000 в Психопатологии
Продолжаем рассматривать варианты психопатологий.
Параноики. Описываемый ниже тип психопатологии часто оказывается той почвой, на которой развивается паранойя. Самым характерным свойством таких людей является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей (идефикс), во власти которых они потом и оказываются, а самой важной такой идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности. Соответственно, основными чертами психики людей с параноическим характером являются крайний эгоизм и чрезмерное самомнение.

Эти люди очень "узки", "односторонни". Они не склонны к критичности, тем более, самокритичности. Они любят "пафос" и лишены чувства юмора. Они всегда убеждены в своей правоте. Окружающая действительность имеет для них значение и интерес лишь постольку, поскольку она касается их личности; все, что не имеет близкого отношения к его "я", кажется параноику мало заслуживающим внимания, мало интересным. Людей, с которыми ему приходится входить в соприкосновение, он оценивает, исключительно, по тому отношению, которое они обнаруживают к его деятельности, к его словам; он не прощает им несогласия: кто думает не так, как он, тот, в лучшем случае, просто глупый человек, а в худшем - враг.

Параноика не занимает ни наука, ни искусство, ни политика - при условии, если он сам не принимает ближайшего участия в разработке соответствующих вопросов, если он сам не является деятелем в этих областях; и наоборот, как бы ни был узок и малозначащ сам по себе тот или иной вопрос, раз им занят параноик, этого уже должно быть достаточно, чтобы этот вопрос получил важность и общее значение.

Параноики крайне упорно отстаивают свои мысли, они часто оказываются борцами за ту или иную идею, но, тем не менее, это все‑таки менее всего идейные борцы: им важно, что эта идея - их идея тоже, их мысль тоже, а дальнейшее мало интересует. При этом, обо всем, что не относится к его личности, параноик может судить правильно, но он лишен возможности иметь правильное суждене о собственной личности, особенно, по отношению к другим людям. Все то, что не имеет непосредственного отношения к его личности, им усваивается и обсуждается правильно, но все, что затрагивает его отношение к другим, все, что затрагивает непосредственно его личность, понимается не только ложно, но всегда в каком-то определенном смысле.

Будучи людьми "узкоплановыми", параноики не отличаются богатством внутреннего мира: обыкновенно они, ухватившись за несколько понравившихся им мыслей, не могут уже от них освободиться, "зацикливаются" на них и пережевывают их дальше на все лады. Что касается эмоциональной жизни параноиков, то можно отметить, что это люди хотя и односторонних, но порою очень сильных аффектов: не только мышление, но и их поступки, их деятельность определяются каким‑то огромным аффективным напряжением, всегда существующим вокруг переживаний параноика, вокруг его комплексов, его сверхценных идей" (излишне добавлять, что в центре всех этих переживаний всегда находится собственная личность параноика).

Односторонность параноиков делает их малопонятными и обычно ставит их по отношению к окружающим в состояние отчуждения. Крайний эгоизм и самомнение не оставляют места в их личности для чувств симпатии и хорошего отношения к людям, а активность побуждает к бесцеремонному отношению к окружающим, которыми они пользуются, как средством для достижения своих целей. Сопротивление, несогласие, борьба, на которые они иногда наталкиваются, вызывают у них и без этого присущее их натуре чувство недоверия, обидчивости, подозрительности. Они неуживчивы и агрессивны: обороняясь, всегда переходят в нападение и сами, в свою очередь, наносят окружающим гораздо более крупные обиды и поражения. Таким образом, параноики выходят обидчиками, сами выдавая себя за обиженных.

Всякий, кто входит с параноиком в оппонируемый контакт или прямое столкновение и позволит себе поступать не так, как он хочет этого и требует, тот становится его врагом.

В каждой мелочи, в каждом поступке других людей по отношению к себе, люди с параноидальным складом личности видят оскорбление своей личности. Таким образом, очень скоро у них оказывается большое количество "врагов". Это делает параноика, по существу, несчастным человеком, не имеющим интимно‑близких людей и терпящим в жизни одни разочарования. Видя причину своих несчастий в тех или других определенных людях или группе людей, параноик считает необходимым, более того, считает долгом своей совести мстить, он злопамятен и не прощает, не забывая, ни одной мелочи.

Не позавидуешь тому, кого обстоятельства вовлекают в борьбу с параноиком, психотипы этого рода отличаются способностью к чрезвычайному и длительному волевому напряжению, они упрямы, упорны, настойчивы и сосредоточены в своей деятельности и, если параноик приходит к какому‑нибудь решению, то он ни перед чем не останавливается для того, чтобы привести его в исполнение.

Жестокость принятого решения не смущает его, на него не действуют ни просьбы ближних, ни даже угрозы имеющих силу и власть, к тому же, будучи убежден в своей правоте, параноик обычно не спрашивает советов, не поддается убеждению и не слушает возражений.

В борьбе за воображаемые права параноик часто проявляет большую находчивость: очень умело отыскивает себе сторонников, красноречиво убеждая их в своей правоте, бескорыстности, справедливости - и иной раз, даже вопреки здравому смыслу, выходит победителем из явно безнадежного столкновения, именно благодаря своему упорству и мелочности.

Потерпев поражение, он не отчаивается, не унывает, не сознает, что он не прав - напротив, из неудач он черпает силы для дальнейшей борьбы...

Если параноик неамбициозен и не имеет "планов громадьё", он может быть полезным работником, ведь на избранном им узком поприще деятельности он будет работать со свойственным ему упорством, систематичностью, аккуратностью и педантизмом, не отвлекаясь никакими посторонними соображениями и интересами.

Фанатики. Этим термином обычно обозначаются люди, с исключительной страстностью посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее. Служению, не оставляющему в их личности мест ни для каких других интересов. Таким образом, фанатики, как и параноики, люди "сверхценных идей" - как и те, односторонние и субъективные. Отличает их от параноиков то, что они обыкновенно не выдвигают так, как последние, на передний план свою личность, а более или менее бескорыстно подчиняют свою деятельность тем или другим идеям общего характера.

Центр тяжести их интересов лежит не в самих идеях, а в претворении каких-либо идей в жизнь. Деятельность интеллекта отступает у них на второй план, по сравнению с колоссальной волей, движимой глубоким, неистощимым аффектом, "горением".

Нередко среди фанатиков встречаются и высокоодаренные субъекты, но подавляющее большинство из них - люди неумные, ограниченные, "негибкие". Их мировоззрение не отличается сложностью: оно состоит из небольшого количества идей, чаще всего, заимствованных, но глубоко сросшихся со всей их личностью - и, раз эти идеи усвоены, то уже не подвергаются изменению до самой смерти их носителей.

Будучи страстно привязаны, по тем или иным причинам, к таким идеям, фанатики не испытывают потребности в логическом обосновании этих идей, заменяя его убежденной верой, отвергающей любые доказательства в сомнительности того, что им хочется.

Будучи, по большей части, лишены грубой корысти, фанатики, однако, редко оказываются способными проявлять душевное благородство, великодушие и теплоту по отношению к отдельным людям. Последние, обыкновенно, являются для них лишь орудием, при помощи которого они стремятся достигнуть поставленных ими себе целей. Поэтому в личных отношениях они, чаще всего, или безразлично‑холодны, или требовательно‑строги. Человеческое горе их не трогает, и бездушная жестокость составляет нередко их свойство.

Главная сила фанатиков заключается в их несокрушимой воле, которая помогает им без колебания проводить то, что они считают нужным. К голосу убеждения они глухи, вся их страстная, но несложная эффективность находится целиком на службе их веры, а сопротивление и преследования только закаляют их.

Таким образом, железная воля и делает фанатиков опасными для общества. Специалистам приходится встречаться с ними, главным образом, как вождями религиозных течений или сект. Жизненный путь фанатика определяется его внутренним существом: это человек борьбы, редко обходящийся без столкновений с действительностью. Отсутствие у него гибкости и приспособляемости приводит его к конфликту с общественным порядком...

Существуют и так называемые фанатиков чувств. К ним чаще всего относятся восторженные приверженцы тех или иных личностей или течений, служащие фанатикам‑вождям слепым орудием для осуществления их задач. Изучение таких - легко внушаемых и быстро попадающих в беспрекословное подчинение людям с сильной волей - лиц, показывает, что они часто почти не имеют представления о том, за что борются и к чему стремятся. Сверхценная идея превращается у них целиком в экстатическое переживание преданности вождю и самопожертвование во имя "дела".

Подобная замена сверхценной идеи соответствующим ей аффектом наблюдается, например, у некоторых ревнивцев, ревнующих не благодаря наличию мысли о возможности измены, а, исключительно, вследствие наличности неотступно владеющего ими беспредметного чувства ревности...

(следующий)
(продолжение)
(содержание)
(медицинские истории)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments