Татьянин журнал (tatamo) wrote,
Татьянин журнал
tatamo

Отрава на экране

http://baskino.club/films/dramy/8676-rol.html


К-ф Лопушанского "Роль", 2013 год. Хорошее лицо у Константина Сергеевича, да... Иногда за взрослых людей бывает очень стыдно, как здесь за 69-тилетнего режиссера, сорри, жившего в фигой в кармане, если судить по его фильмам. Этот - просто ужасен. Конъюнктурный до мелочей. Типичная иллюстрация народного наблюдения "лев сдох - пир шакалам", когда после 91-93 гг. не только в общество, но и на экраны отовсюду хлынула мощной струёй дотоле сдерживаемая "канализация". Последняя иногда бывает и манкой, с тонким запахом тлена... Как по мне, глаза б не видели все, без исключения, постсоветские фильмы на три темы, наиболее значимые, как показала жизнь, для нашего общества: а) Октябрьской революции; б) ВОВ; в) советской действительности. Почему? Потому што нет для души отравы хуже смеси меда с дегтем, если говорить образно...

Врут нынче все. Кто-то по глупости, кто-то от невежества, кто-то из-за бабла и вкусняшек, причем, последних больше всего. Здесь, пожалуй, особый случай - свойства режиссерской психики. Опуская некоторые, слишком одиозные и явные нестыковки, как, например, дама, засунутая то ли в колеса паровоза, то ли в в топку (на самом деле, в паровозной топке сожгли Сергея Лазо белоказаки после того, как японцы, арестовавшие Лазо, передали им этого несгибаемого человека, а когда живым затолкать в топку не смогли, сначала пристрелили), можно отметить главное: данный фильм напрочь отсекает зрителю возможность отследить причинно-следственные связи, штобы всё ясно расставить по долженствующим местам.

Есть такое фундаментальное понятие, как "историческая правда". Одно дело - любить Россию, и совсем другое - любить себя в России. Сегодня появилось немало мечтателей, типа "как упоительны в России вечера: любовь, шампанское, закаты, переулки; ах, лето красное, забавы и прогулки; балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки - как упоительны в России вечера...". А нищий, безграмотный и бесправный народ куда при этом денете? И ведь лень даже русских классиков читать. Современным "господам" влом прочувствовать "дух времени", давая себе труд покопаться в архивах, документах и мемуарах разных сторон, самостоятельно делая те или иные выводы - куда проще развесить уши и впялиться в телеки, ведь там "ученые люди" всё покажут и расскажут - знай, глотай готовенькое.

А уж взять навскидку книжечку того же, баловавшегося литературой от нечего делать, аристократа Вл.Соллогуба и прочитать рассказ "Собачка" совсем невмоготу. При этом еще и следует учесть, што всё, тогда написанное, бралось "поверху", ведь "снизу" некому было оставлять повествования: народ был неграмотен, забит (поинтересуйтесь хотя бы "прелестями" аракчеевщины) и неучен, разные Пешковы еще не родились, а всяких нелояльных студентишек, пописывающих "в России чтут царя и кнут; он им живет, и ест, и пьет; а русаки, как дураки, разинув рот, во весь народ кричат: Ура! Нас бить пора, мы любим кнут!", вездесущие жандармы без разговоров, несмотря на происхождение, забривали на четверть века в солдаты; а мятущиеся душой чиновники, типа Салтыкова-Щедрина (в отличие от тех, кто просто мотался по "чистым" заграницам, прожигая жизнь), писали язвительные сказки, штоб не сойти с ума от отечественной духоты; а наиболее честные из дворянских "слуг государевых", бросив все, топали по миру искать смысл жизни, типа Вл. Печерина (прочтите его "Замогильные записки", "...зрелище беспросветного неправосудия и ужасной бессовестности во всех отраслях русского быта - вот то, что на меня действовало особенно угнетающе..."), штоб на склоне лет навсегда проклясть любые "духовные" заморочки; а умного надменного Чаадаева за его "Философические письма" прямо обвинили в сумасшествии и посадили под домашний арест; а честного искреннего Грибоедова за "Горе от ума" загнали в тьмутаракань, штоб "естественным образом" от него избавиться (и подобные византийские штучки легко и привычно сходили с рук и с Пушкиным, и с Лермонтовым); а благородный Вяземский негодовал: "Как не быть у нас потрясениям и порывам бешенства? Это дело (расправа с декабристами) во всех отношениях и последствиях сгадило мне Россию. Неужели можно честному русскому быть русским в России?... Мы удивительные самохвалы и грустно то, что в нашем самохвальстве есть какой-то холопский отсед. Вносим ли мы хоть грош в казну общего просвещения? Мне так уж надоели эти географические фанфаронады "от Перми до Тавриды". Что же тут хорошего, чем хвастаться, что мы лежим врастяжку, что у нас от мысли до мысли пять тысяч верст, что физическая Россия - Федора, а нравственная - дура?... И охота вам быть на коленях пред кулаком?"; а боевые заслуженные генералы тоскливо строчили в письмах близким друзьям "... мы сражались против целой Европы, но целая Европа ожидала от наших усилий своего освобождения, а что мы можем предложить завоеванным народам? Наш жестокий удел рабства? Россия подобится исполину ужасной силы и величия, изнемогающему от тяжелой внутренней болезни "(М.Ф.Орлов, герой войны 1812 года); а... а... - и не счесть этих примеров. Я уж молчу про воспоминания бедняги Помяловского, статьи пылкого Добролюбова, актуальные пиесы господина Островского и пр, и пр.

В те времена всякий критический намек сходу ловко облекали "в нелюбовь к России", а такое обличение звучало страшно, делая любые замечания бессмысленными - и вся тогдашняя "русская народность" сводилась к покорности, смирению, терпению и послушанию властям (сегодня много говорят о Николае втором, но почему-то никому в голову не приходит, што он уже ничего не смог бы сделать после бездарного царствования Александра третьего и несыти Победоносцева, забившего последние гвозди в гроб империи, образно говоря. При этом, достаточно залезть в архивы и поинтересоваться периодикой начала двадцатого века, касающейся мрачной фигуры этого царедворца, проклятого всей тогдашней публикой)...

Но "неправильные" факты сегодня хитро замалчиваются, благо, повсеместное невежество уже вполне обеспечено уничтоженностью достойного и доступного советского образования, место которого прочно заняла совершенно сюрреалистическая и невиданная по размаху клерикализация настолько же оболваненного, насколько и удивительно напыщенно-недееспособного общества. 21 век, говорите? Велкам в пещеры! Вернее, в схемы НМП. И не верьте никому, ибо все уже "трижды перевернулись", а "борьба нанайских мальчиков" стала обычным делом. Возможно, неглупый режиссер не в курсе, што метода когнитивных диссонансов, отбивающая последние мозги у обывателя - нынче самая популярная в среде современных российских политтехнологов, но уж точно в курсе, што принимать участие в общем хоре взбесившихся и помешанных на насилии апологетов "разделяй - и властвуй" не только неинтеллигентно, но и откровенно западло.

Да, история уже в 21м веке активно и привычно переписывается, посредством целых армий платных холуев (ничего, впрочем, нового, особенно, там, где властями и духовными пастырями веками в народ вдалбливалась сервильность, а госнасилие возводилось чуть ли не в главенствующее нацдостоинство). Однако, никакие инновации и рефлексии не могут служить понятным оправданием честному и неглупому человеку, тем более, творческому, ибо "што посеешь - то и пожнешь" (желающим разобраться в происходящем достаточно вдумчиво прочесть всего одну книгу честного мыслителя - "Русская трагедия" А.А.Зиновьев, 2008 год издания, из серии "Философский бестселлер")...

Жаль. Актеры ведь отыграли хорошо. Макс Суханов роскошной фактурой похож на Бориса Андреева, странно, што так мало снимается. Впрочем, в обмельчавшем обществе всё должно быть мелким. Кстати, на его месте, я бы воспротивилась алогичности последних кадров, где герой предстает черти каким неумным челом. Замечание к актрисе, сыгравшей роль простолюдинки-народной учительницы: историю своей страны нужно учить не по "Лопушанскому & Ко", а по независимым источникам, например, прочесть автобиографию настоящего русского интеллигента, П.А.Кропоткина, изложенную им в небольшой книжечке "Записки революционера", в к-рой, в частности, описываются такие яркие и характерные для тогдашнего, пусть и более раннего, русского общества женские типажи, как Софья Перовская - девочкам это особенно интересно было бы...

Плевать в прошлое опасно. Советский кинематограф, образчик хорошего вкуса, об этом помнил - и не опускался до мелкотравчато-гнусненьких и грязноватеньких приемчиков. Позднесоветские фильмы уже откровенно были нацелены на полное национальное примирение, ведь народ жил без проблем, на халявной социалке, и расслабился до того, што был готов полюбить весь мир, причем, совершенно безвозмездно - и... получил по полной (што характерно, вначале - от своих же, но это уже другой вопрос).

На мой пристрастный зрительский взгляд, всегда следует помнить: в кино деньги пахнут. Еще как! И здесь мои респекты - умной, эффектной, нескурвившейся, всегда великолепной и уже забытой - Жанне Болотовой...

(Фу, блин. Кажецца, я стала занудой)))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments