Татьянин журнал (tatamo) wrote,
Татьянин журнал
tatamo

Categories:

"Дрожит гарем - идет Хюррем!"




Посмотрев этот сериал два года назад (или три?), я сказала, што местное население готовят к войне. Вспомните: "кино, как важнейшее из искусств" в области пропаганды. Про прежних турок, "завоевавших полмира", и кровавой жестокости их деспотий, оборотной стороной к-рой была тщеславная показуха и религиозность, придворная хитрость и сервильность, восточная пышность и словесная лирическая витиеватость, говорить здесь нет смысла - единственное, стоит заметить, что, благодаря пленницам-наложницам, отовсюду украденным в средние века, в современной Турции столь много красивых людей, нередко европейского типа...

Несколько женских каментов (о серпентарии под названием "гарем" предусмотрительно умалчиваецца):

- "Из плюсов сериала - это, конечно, шикарные костюмы и красивые актрисы: смотришь - и глаз радуется. Удивляет невероятное количество различных украшений, дважды одинаковые побрякушки показывают редко. Откуда столько барахла? Оказалось, одна ювелирная фирма их поставляет, и даже можно себе такие заказать, а если учесть, что многие актрисы - бывшие модели, то весь фильм - сплошная реклама украшений. Это, видимо, потому что сам Сулейман увлекался ювелиркой и щедро одарял своих любимиц. Меньше всего костюмов и бус у Хюррем (опять дискриминация), зато у неё самое отпадное кольцо с изумрудом. Ещё плюс - красивая музыка. Очень радует отсутствие порнографии, и даже эротики нет, совсем нет! Вот ведь турки, приличные люди: герои встретились, взялись за ручки, поцеловались - хоп! И ночь прошла. Лежат себе в туники одетые под одеялом. Очень мило. Внешне фильм - сплошное эстетическое удовольствие. На этом плюсы заканчиваются.

Для меня было откровением, что турки нашу Роксолану не любят. Сам персонаж очень далек от исторического. Общепризнано, что женщиной она была образованной, разносторонне развитой, изящной. И, видимо, остроумной. Здесь Хюррем напрочь лишена всех этих качеств и показана, как натура, жадная не только до власти, но и до денег, великолепная хищная интриганка. Ладно, допустим, дело было 500 лет назад, никто тогда не жил, свечку не держал. Но, в таком случае, создатели сериала должны были показать свой вариант разгадки: чем же она, простая рабыня, привязала к себе Великого султана. Ведь вся его семья и лучший друг были категорически против неё, только он ей верил. Что за любовь такая?

Отношения героев в этом фильме бесхитростны: он ей красивые стихи почитал - она послушала, восхитилась и... затеяла очередные жалобы на семью и друзей. Офигенная любовь. А ещё им нравится на Хюррем валить косяки Сулеймана, все хорошее он делает сам, потому что Великий султан, а как поганенькие поступки, типа казни лучшего друга или сына - так это интриги Хюррем, а он, так, рядом постоял. С другой стороны, Хюррем даже в этом урезанном варианте, все равно, самый яркий женский персонаж. Рабыней себя никогда не признавала и откровенно посылала всех, вне зависимости от статуса. Всё-таки, смелость и наглость - впечатляющие качества.

На фоне главных героев с их странными отношениями, более удачным получился любовный треугольник Хатидже-Ибрагим-Нигяр. Вот здесь настоящая драма, и все герои с их чувствами очень понятны. Ибрагим - лучший друг Сулеймана, возвышенный им от раба до главного визиря, тайно влюбленный в его сестру Хатидже, который даже не смеет мечтать о ней, их чувства взаимны, но отношения невозможны. Тем не менее, узнав все, Сулейман не казнил Ибрагима, а разрешил влюбленным пожениться. Только после свадьбы Ибрагим осознает, что для своей династической супруги, в первую очередь, он не муж, а слуга. Для него, такого тщеславного, с комплексами бывшего раба, это настоящий удар. Тогда-то он и обращает внимание на тайно влюбленную в него служанку Нигяр, соучастницу многих его тайных дел (персонаж, кстати, очень удачный и интересный). Девушка, всю жизнь проведшая в гареме, смотрит на него, почти как на бога. Их отношения весьма рискованны, потому как, изменяя жене, Ибрагим изменяет османской династии и может вместе с Нигяр поплатиться за это жизнью.

Тем не менее, главное соперничество в фильме происходит не между женщинами Хюррем и Махидевран (предыдущая жена султана) или Нигяр и Хатидже, и даже не между матерью Сулеймана Валиде и невестками, а, конечно, между Хюррем и Ибрагимом, потому как борются они за власть. Два коварных интригана, устраняющие всех на своем пути. Оба вышли из низов, оба умны и сильно возвысились. Они одни - настоящие соперники друг для друга, пронырливей их только Нигяр, которой удавалось одновременно быть и подругой Хюррем, и любовницей Ибрагима, участвовать при этом в интригах обоих...

Сериал мог бы претендовать на серьезное историческое кино, если бы 2/3 его времени не занимали гаремные разборки. Как-то целую серию Махидевран и Хюррем не могли поделить бывшие покои Хатидже, прям турецкий Дом-2. И вот в таком духе большая часть фильма: то драгоценности крадут друг у друга, то травят кого-то, то полсерии думают, как вынести труп из гарема. Иногда создатели сериала как будто вспоминают, что снимают историческое кино, и реконструируют, например, "Битву при Мохаче". А ведь могло получиться нечто интересное, если бы не растянули так. Все сезоны ознаменованы новыми соперницами для Хюррем, на этом завязка. Надоело уже: то принцессу испанскую (выдуманную) Сулейману подсунут, то в последнем сезоне придумали какую-то персидскую девицу с колдовскими способностями и явно образованную, то есть, образ реальной Роксоланы разделили на два персонажа - Хюррем и Фирусе, чем выбесили окончательно, и я бросила это неблагодарное дело. Хотя, наверное, когда-нибудь досмотрю, уж больно мне их платьица нравятся. Да и приятно будет узреть, как Хюррем таки сделает Ибрагима"...

- "Начала я смотреть этот сериал нецеленаправленно. Смотрела его моя мама, а я, поскольку находилась в одном помещении, бывало, что и "подглядывала" одним глазком. Затем, почувствовав интерес к этой теме после бесконечных разговоров о "Великолепном веке" со стороны, практически, всех знакомых, засела за него конкретно. Первое впечатление было положительным, зато потом пришло понимание того, что, кроме нарядов, неплохих саундтреков, красивых девушек и иллюзии величественного Востока, сериал ничем больше привлечь не может. Из плюсов можно выделить, пожалуй, костюмы (однако, к середине второго сезона они слегка приелись), декорации, музыку и игру некоторых актеров. Минусов у "Великолепного века", увы, побольше.

Во-первых, создатели явно сделали упор на внешнюю красочность, совершенно забыв о том, что сериал все-таки исторический. Да, конечно, мало кому будет интересно смотреть на закутанных с ног до головы наложниц, но взять хотя бы "европейские костюмы"… Никакого соответствия тому времени. Проще говоря, с обилием откровенных декольте переборщили.

Во-вторых, монотонность действия. Хронометраж у "Века" большой, а любое действие развивается очень медленно. Большая часть серий уходит на долгие, зачастую нелепые и ненужные, разговоры, походы из комнаты в комнату, по саду, коридорам в слоу моушн, "проникновенные" взгляды героев вдаль, друг на друга, на вещи, без которых, в общем-то, можно было бы обойтись.

В-третьих, никудышные сцены драк и сражений. Уж не знаю, какой величины и мастерства были операторы и постановщики, но драки в сериале такие же нелепые, как и диалоги, в большинстве своем. Наигранность и ненатуральность видна в каждой секунде, и привлекательности сериалу это отнюдь не добавляет.

В-четвертых, превращение хитрых, изящных, умных героинь - какими должны были, по моему мнению, представительницы правящей династии - в шумных, склочных истеричек, эдаких базарных баб. От хитроумия у той же Хюррем осталась лишь капелька, все остальное занимают крики, мания величия, огромное лицемерие. Персонажа сделали настолько неприятным, что Махидевран, которая выступает отрицательной героиней, импонирует куда больше султанши.

В-пятых, компьютерная графика. Фантастические фильмы девяностых, пожалуй, могли похвастаться куда более реалистичными и впечатляющими спецэффектами, чем сны героев "Великолепного века". Виды с балконов также оставляют желать лучшего. Возможно, в турецком кинематографе только начали работать с хромакеем, но для такого, скажем так, масштабного детища постарались, увы, весьма слабо.

В-шестых... До меня, думаю, об этом уже много кто говорил, но самой истории уделено достаточно мало внимания, чем следовало бы. Большая часть происходящего на экране - гаремные интриги, бесконечные разговоры о любви, игры на скрипке и стихи. Да еще и никогда не существовавшие европейцы и прочие вымышленные герои благородных кровей, о которых историки непременно знали бы, позабавили"...

- "Всё когда-нибудь заканчивается, вот и "Великолепный век" подошёл к концу. Сериал длиною в жизнь с такими сюжетными поворотами и сплетёнными интригами, что даже Великая сантабарбара позавидовала бы. Немного не понимаю всеобщей истерии насчёт этого турецкого прорыва, но, в целом, век и правда вышел великолепным. В нашей стране любят турецкое мыло. Любят за красоту, за душевные и трогательные диалоги - это всё сродни индийскому кино, потому и полюбилось неприхотливому зрителю. Так что, наши женщины продолжают с упоением смотреть красивые сказки о любви, за что осуждать их, конечно, трудно. Осуждать "ВВ" за исковерканные исторические факты нельзя, потому это художественный сериал, а авторы честно сказали, что лишь вдохновлялись событиями из обширной истории Османской империи, поэтому не очень понимаю тех экспертов в спорах с сериалами, которые в один голос ругают сценарий за неправильный год, не то сражение в кадре или упущение важного, на их взгляд, эпизода.

Первое, что бросается в глаза - визуальная насыщенность каждой серии. Если создатели откровенно забили на образы западных персонажей (принцесса Изабелла разгуливает в платье какого-нибудь 19-го века, да и на европейку не похожа ни разу), то над типажами своих турецких красавиц поработали великолепно. Красивые платья, изящные манеры представительниц династии, антураж с их замысловатыми словами - всё это очень здорово смотрится, за действием интересно наблюдать. По части сюжета всё прекрасно, первые два сезона сплетены с исторической канвой и вымышленными сюжетами, которые добавляют драматизма и динамики, опять же, привлекая внимание и возбуждая интерес. Расстроило построение сюжета в третьем и четвёртом сезонах. Сюжетные линии начинают повторять друг друга, только теперь с разными именами и актёрами, диалоги повторяются, эмоции всё те же, многие сюжетные линии начинаются и обрываются без логических обоснований (например, дочь султана от Валерии). Кто, куда, зачем, почему…

Совершенно лишним является обилие персонажей, никак не относящихся к сюжету и, вообще, впечатление, будто тянут экранное время. И вот уже третий сезон султан всё так же меняет наложниц, шехзаде Мустафа всё так же обижается на папу, сидя в Манисе, как и папа меняет наложниц, дети продолжают гибнуть, люди исчезают, и параллельно со всеми этим кто-то умудряется ещё и заниматься политикой. Знаю, что многие сетовали на обилие военных "не интересных" сцен, а вот мне этого не хватило. Складывается впечатление, что всё, что волновало Сулеймана - это как найти себе подходящую девушку, как запудрить мозги Хюррем, как успокоить сестру и вразумить сына с зятем Ибрагимом. Больше великолепный султан ничем не занимается.

Нет ни одного положительного персонажа. Да, люди не идеальны, но при просмотре ты не сопереживаешь никому. Хюррем борется за своих детей, это понятно и вроде бы нужно встать на её сторону, но то, как некрасиво она это делает, мешает воспринимать персонаж положительным. Ни о какой любви не шло и речи со стороны Сулеймана. Вообще, складывается ощущение пустой коробки: тебе говорят о любви, произносят стихи и длинные диалоги, но, кроме слов, она ничем не подтверждается - отсюда возникает некоторая пустота. Если первый и второй сезоны держат интерес, то дальше всё скатывается в повторы, одни и те же сюжетные линии по типу "У султана новая пассия, очередная сестра хочет убить Хюррем, а та продолжает пропихивать своих детей"... В общем и в целом, красивый, динамичный и не скучный сериал. Актёры хороши".

Как по мне, трогательных персонажа здесь два - Нигяр калфа и Сюмьбюль ага.
Ну и, канешна, не без этого:



И - да: исходя из последних событий, Турция приговорена.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments