Татьянин журнал (tatamo) wrote,
Татьянин журнал
tatamo

Categories:

Про качество жизни

Норвегия вот уже многие годы лидирует в различных рейтингах качества жизни. Страна фьордов большое внимание уделяет поддержке семей. Флагманом является родительское пособие, выплачиваемое во время отпуска по уходу. Пособие выплачивается в размере последней заработной платы при условии, что родитель перед выходом в декрет работал 6 из 10 месяцев. Социальный отпуск по уходу за ребенком длится 46 недель, однако, есть возможность продлить его еще на 10 недель. В этом случае пособие выплачивается в размере 80 % последней заработной платы.

Перечень льгот открывает семейное пособие, которое выплачивается на каждого ребенка с рождения и до достижения ребенком 18 лет. Родитель-одиночка при определенных условиях может получить на одно пособие больше, чем имеется детей в семье. Кроме того, временно нетрудоспособные родители, заботящиеся о детях, могут подать заявление на получение еще одного пособия. Оно выплачивается единоразово на ребенка от года до трех лет, независимо от количества детей в семье. Особую озабоченность правительство Норвегии проявляет о самых маленьких детях. Родители ребенка в возрасте от 13 до 18 месяцев имеют право на опекунское пособие.

Если случится, что один из родителей потеряет работу, то он имеет право на получение пособия по безработице. Его сумма определяется в индивидуальном порядке, в основе которого расчетная базовая сумма, заработки последних месяцев, включая социальные пособия. Альтернативой является расчетная база, исчисляемая из среднего заработка за последние три года. После расчета суммы безработному полагается 0,24 % от квоты в день, которыми оплачиваются 5 дней в неделю.

Норвежские родители имеют право на оплачиваемый отпуск в первый год жизни ребёнка, а для того, чтобы стимулировать мужчин участвовать в уходе за ребёнком, 10 недель из этого отпуска закреплены за отцом. Цель родительских пособий в том, чтобы дать родителям возможность сочетать трудовую деятельность с уходом за детьми. Такой порядок способствовал тому, что Норвегия стала одним из европейских лидеров как по уровню рождаемости, так и по участию женщин в трудовой жизни.

В Норвегии родители могут выбрать либо отпуск продолжительностью в 46 недель с сохранением полной заработной платы, либо 56 — недельный отпуск с сохранением 80 процентов зарплаты. Отцовская квота была введена в 1993 г. для стимулирования участия отцов в уходе за ребёнком в первый год жизни. В настоящее время отцовская квота составляет 10 недель от всего отпуска по уходу за ребёнком. Если отцы не используют данную квоту, семья теряет право на эту часть отпуска. Норвегия стала первой страной в мире, внедривший такой порядок.

Результаты ошеломляют. В 2008 году отцовской квотой воспользовались 90 процентов отцов. Растёт также число отцов, берущих более продолжительный отпуск. В 2008 году более продолжительным отпуском, чем предусматривает отцовская квота, воспользовались 16,5 процентов отцов. В 2000 г. эта доля составила 11 процентов. Благодаря отцовской квоте, мужчины сильнее привязываются к ребёнку с самого рождения, и такое положительное воздействие продолжается не только в период отпуска по уходу за ребёнком. Мужчины стали более требовательны в вопросах равноправия, например, в вопросах проживания детей с одним из родителей при распаде семьи. В 2009 году был представлен отдельный доклад правительства Сторгингу о положении мужчин, роли мужчин и гендерном равенстве. Такой доклад является первым докладом подобного рода в мире.

Дискуссия по декретному отпуску по-прежнему остаётся актуальной. Уполномоченный по вопросам гендерного равенства и дискриминации Беате Гангос считает, что отпуск по уходу за ребёнком необходимо разделить на три равные части, одна из которых будет предоставлена матери, вторая – отцу, а оставшаяся треть будет распределяться между родителями по их желанию. В настоящий момент, такое решение поддерживает лишь несколько политических партий. В то же время, существует широкое политическое согласие относительно того, что отцовская квота является хорошим средством оказания влияния на отцов, с помощью которой можно стимулировать отцов брать отпуск по уходу за ребёнком.

При усыновлении детей в возрасте до 15 лет родители имеют, как правило, те же права, что и при рождении ребёнка. Неработающим женщинам в Норвегии выплачивается единовременное крупное пособие. Норвегия известна своей серьезной системой социальной защиты, в том числе, людей пожилых, одиноких или нуждающихся в постоянной медицинской и других видах помощи, лежащих больных. Работающие люди не считают позором, если об их родителях заботятся работники социальной сферы. Многие пенсионеры живут в Норвегии в своих квартирах или домах. Большинство из них хотят дожить свой век дома. Некоторые, наоборот, желают жить вместе со своими ровесниками. Если пенсионер начинает нуждаться в помощи, коммуна определяет ему помощника по хозяйству.

Стариков, которые не могут обойтись без постоянной заботы, помещают в дом престарелых, где их лечат, заботятся о них. Совершенно понятно, почему пенсионеры в очень пожилом возрасте (особенно, одинокие пенсионеры) хотят попасть в дом престарелых: там им обеспечен уход, питание, путешествия, а главное - общение! Пенсионеров из северных районов Норвегии организованно вывозят в Испанию на 4-5 месяцев, чтобы у них не было зимней депрессии из-за полярной ночи. Разумеется, жизнь в доме престарелых стоит денег, но пенсии вполне хватает. Пенсионные выплаты складываются из государственной части (от 800 до 1600 евро) и накопительной (порядка 2000 евро).

Пособие по безработице - от 800 до 1500 евро. Безработным государство полностью оплачивает жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и транспорт. Затраты на социальную сферу составляют около 40% бюджета. Не случайно Норвегию называют страной победившего социализма. И это вполне справедливо и вызывает горькое чувство сожаления в странах, где правящая элита, отказываясь видеть преимущества социалистического пути развития, упрямо продолжает подталкивать гибельное соскальзывание своих стран в рыночный беспредел, пропитанный криминалом и коррупцией. Всякому более или менее грамотному, мыслящему человеку совершенно очевидно, что в объявленной борьбе с этими явлениями невозможно добиться успеха, не сменив политической ориентации общества.

В современной Норвегии рождаемость составляет 11,89‰, смертность 9,51‰. В целях стимулирования рождаемости, государство единовременно выплачивает семьям за рождение ребенка 4000$ США и назначает пособие в размере 150$ в месяц на каждого ребенка до достижения 18 летнего возраста (Татамо: выплата на одного ребенка в 2012 году составляла 970 крон, а средняя зарплата - около 40 тыс. крон, одна крона тогда равнялась 7,13 руб). Кроме того, дополнительное пособие выплачивается детям до трех лет. В Норвегии, как и в соседней с ней Швеции, отмечаются стабильные и исключительно низкие показатели младенческой смертности – 3,73 на 1000 рожденных живыми (в США она 7,5‰). Материнская смертность практически равна нулю. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет 76,6 лет и женщин 82,0 года.

В Норвегии создана стройная государственная система здравоохранения. Существует три уровня медицинской помощи, предоставляемой четырьмя типами медицинских учреждений, размещаемых по региональному принципу. В их числе: амбулаторные учреждения, где работают врачи общей практики (26% всех врачей); больницы общего типа, в каждом округе (всего более 13 тысяч коек); психиатрические больницы (в каждом округе); университетские клиники, оказывающие высокоспециализированную медицинскую помощь.

Поскольку размеры норвежских округов невелики, а численность проживающего в них населения колеблется от 50 тыс. до 500 тыс. человек, то в этих условиях предоставляется стационарная помощь общего типа, что вполне целесообразно. Для обеспечения специализированной больничной помощи округа объединяются в более крупные административные территории, которые приписываются к определённой университетской специализированной клинике.

Качество и доступность медицинских услуг в Скандинавии, и в Норвегии, в частности, известны во всем мире. Действительно, основным принципом норвежской медицины является обеспечение медицинским обслуживанием всех жителей страны, независимо от их социального статуса и материального положения. Доля государственных расходов на здравоохранение составляет 95%, что является самым высоким показателем в мире. Правительство оплачивает почти полную стоимость медицинских услуг - 95%, соплатежи пациентов составляют 5%. При этом услуги, оказываемые гражданам в случаях профессиональной патологии, оплачиваются работодателями и предоставляются исключительно частной системой здравоохранения.

Норвегия выделяет на здравоохранение 8% внутреннего валового продукта. Страна занимает третье место в мире по уровню расходов на здравоохранение на душу населения - около $5 тыс. в год на человека, уступая только США и Люксембургу, но опережая Великобританию, Францию и Германию. Управление системой здравоохранения построено по принципу административного разделения. Центральным исполнительным органом является министерство здравоохранения и социального благосостояния. Так называемый директорат возглавляют два министра социального благосостояния. Основные задачи директората — формирование политики в области общественного здравоохранения, подготовка законодательной базы, планирование и формирование бюджета.

В 1984 г. был сформирован другой независимый орган — Норвежский совет по здравоохранению. В его задачи входит контроль за обеспечением медицинской помощью, соответствующей наиболее высоким профессиональным стандартам. Третий орган центральной власти — региональное управление здравоохранением — является информационным центром, который собирает статистические данные, проводит научные исследования, поддерживает связь с руководителями медицинских учреждений, медицинским персоналом, политиками и пациентами. Вся информация поступает в Норвежский совет по здравоохранению, где анализируется для принятия решений.

Отличительные черты норвежского здравоохранения – финансирование преимущественно за счет налогов, которые являются самыми высокими в мире и составляют около 50% доходов населения. Главный принцип системы здравоохранения - преобладание государственного сектора и небольшая доля платных медицинских услуг, а также государственная система страхования. Целевых налогов на нужды здравоохранения в стране не существует.

Финансирование здравоохранения обеспечивают центральные, региональные и местные органы власти, причём муниципалитеты имеют право вводить местные налоги в дополнение к государственным. Местные службы здравоохранения получают средства из государственного бюджета (общие и целевые субсидии в соответствии с численностью населения), от государственной системы страхования (страховые компенсации) и от населения (платные услуги). Хотя государство непосредственно не влияет на распределение средств, оно, тем не менее, не допускает возможного произвола, ограничивая самостоятельность местных органов власти специально устанавливаемыми нормативами и финансовой политикой.

Все, кто работают и платят налоги в Норвегии, автоматически становятся членами фонда социального и медицинского страхования. Взнос в этот фонд отчисляется от зарплаты, что регулируется работодателями. Те, кто не работают, но проживают в Норвегии более года, также участвуют в этой страховке. После того, как иностранный гражданин прибывает на место жительство в Норвегию (независимо от вида разрешения на пребывание в стране) и сообщает об этом в миграционную службу, он может выбрать себе постоянного врача общей практики. Этот врач является первым и основным контактом для заболевшего гражданина. Через врача общей практики осуществляется запрос на услуги специалистов, проведение обследований и т. п.

C марта 2010 система здравоохранения Норвегии обслуживает и незаконно проживающих на территории государства эмигрантов – детей, беременных женщин и психически неуравновешенных личностей, живущих в стране нелегально, не имея документов, удостоверяющих личность. Новое социальное регулирование затрагивает около 30 тысяч лиц, нелегально проживающих в Норвегии. Ранее они имели право лишь на помощь экстренных служб в чрезвычайных ситуациях.

Национальная система страхования обеспечивает весьма широкий спектр услуг: консультации врача, стационарную помощь, помощь беременным, родильницам и роженицам, лекарственное обеспечение для пациентов с хронической патологией, 100% оплата больничного листа, 100% оплата декретного отпуска в течение 42 недель, пенсия по инвалидности, медицинская помощь детям до 7 лет, помощь при производственных травмах. Государство оплачивает санаторно-курортное лечение на любом курорте как внутри страны, так и за её пределами.

Небольшое долевое участие пациента может иметь место, если речь идет об амбулаторном лечении, услугах терапевтов, психологов и психиатров. Норвежцы имеют право не пользоваться государственной системой, оплачивая медицинские услуги из собственных средств. В отдельных случаях, больные выезжают лечиться за границу, чтобы избежать ожидания на «листе ожидания», что практикуется в системе государственного медицинского обслуживания.

Добровольное медицинское страхование в Норвегии не пользуется спросом. Главный источник дополнительных финансовых поступлений – платные медицинские услуги. Визит к специалисту в коммерческое амбулаторное отделение больницы обходится около 20 евро. В таких отделениях больные оплачивают часть стоимости лабораторных и рентгенологических исследований и некоторых лекарственных средств. В начале 1980-х гг. законодательно установлен предельный уровень расходов граждан на платные медицинские услуги, включая лекарственные средства, первичную и амбулаторную медицинскую помощь. Отдельные группы населения и пациенты с некоторыми заболеваниями освобождены от доплат.

Государство несет ответственность за специализированную медицинскую помощь. Её оказывают крупные специализированные больницы, университетские клиники, некоторые психиатрические лечебницы, учреждения скорой помощи и службы экстренного вызова, больничные аптеки, лаборатории и учреждения реабилитации наркоманов. На региональном уровне оказывается общая госпитальная и консультативная помощь. В поликлинических отделениях проводятся консультации специалистов для пациентов с направлениями от врачей общей практики и оказывается больничная помощь, на этом уровне также оказывается стоматологическая помощь.

К местному муниципальному уровню относятся все разделы оказания первичной медицинской помощи врачом общей практики. Сюда входят медицинские центры, дома для долечивания пациентов, дома для пожилых людей, нуждающихся в уходе, реабилитационные центры, центры матери и ребенка, где проводятся вакцинации, наблюдение за детьми, беременными, медицинские центры обслуживания школьников, центры по охране окружающей среды, центры по уходу за психическими больными. Администрация муниципалитетов является работодателем для медсестер, акушерок, физиотерапевтов.

С 2001г. каждый житель страны получил право иметь постоянного врача. Все граждане Норвегии выбирают своего терапевта из списка, составленного государством с правом выбора лечащего врача, которого можно поменять на другого 2 раза в год. На одного врача-терапевта в стране сегодня приходится около 300 человек. Пациент, естественно, не привязан к врачу по месту жительства. На каждого пациента заводится электронный журнал, где сохраняются результаты обследований и анализов. Вся информация о пациенте содержится строго конфиденциально. На рабочем месте каждого врача установлен компьютер. Как правило, все компьютеры объединены в сеть и соединены с базисным информационным центром. Такая система позволяет быстро осуществить поиск необходимой информации по каждому пациенту в муниципалитете. Полная компьютеризация рабочего места позволяет не иметь дела с бумажными носителями.

Обычно в офисах врачей общей практики выполняют основные анализы крови (гемоглобин, СОЭ, С-реактивный белок, сахар крови), анализ мочи. Более детальные исследования крови осуществляются в лаборатории муниципального госпиталя. Врач общей практики принимает в среднем 20 пациентов в день. На каждого больного отводится 15—20 минут. Специально выделено время для телефонных переговоров с пациентами. В среднем ежедневно двум больным (10%) врач общей практики назначает консультации специалистов. В офисе, как правило, работают несколько медицинских сестер, которые постоянно меняют характер работы: например, один день — работа в регистратуре, другой — в лаборатории и т.д.

В 1997 г. по всей стране введена официальная регистрация принятых врачами больных, а их доходы стали зависеть не только от численности обслуживаемого населения, но и от оказанных медицинских услуг. При обращении к врачу, независимо от повода, пациенты платят в кассу офиса 110 норвежских крон (Татамо: 1 крона равна 7,13 руб. В нашем мед.центре в РФ консультация у любого врача стоит от тысячи ло полутора т.руб.. ТОЛЬКО консультация. На обследования, вообще, нужно кучу денег).

Любой набор выполняемых анализов требует дополнительной фиксированной платы в 35 крон. Стоимость лекарств покрывается полностью за счет средств самого пациента, однако, существует ряд льгот. При первом посещении пациенту выдается документ, действительный в течение года, в который при каждом посещении врач вносит фиксированную стоимость консультации, равную 110 кронам. В этот же документ фармацевт вписывает стоимость приобретенных лекарств. Если у пациента имеются трудности с передвижением, он заказывает такси для посещения врача общей практики, и водитель вписывает стоимость проезда. Как только в течение года у пациента (а так часто бывает с хроническими больными) накопилась сумма в 1350 крон - дальнейшие услуги врача общей практики, фармацевта и водителя такси в течение данного года будут оказываться бесплатно. Возмещение расходов берет на себя национальная система страхования.

Зарплата врача общей практики формируется из трех составляющих: взнос, который делает пациент за каждое посещение, доплата из страховой компании и подушевой норматив, выплачиваемый муниципалитетом. Из этого следует, что, чем больше пациентов консультирует врач, тем выше его заработная плата. Средняя зарплата в отрасли составляет около 35 тысяч долларов США в год.

Благодаря усилению роли амбулаторной помощи и развитию дневных стационаров, средняя продолжительность госпитализации сокращается. Средняя занятость койки в Норвегии выше, чем во многих других европейских странах, в то время как уровень использования стационарного лечения относительно низок. Во всех норвежских больницах палаты комфортабельны, обставлены хорошей мебелью, оснащены современным санузлом с ванной и душем, телевизором, телефоном, питание заказывается пациентом в соответствии с предлагаемым меню. Палата может быть как одноместной, так и рассчитанной на большее количество больных, но не более четырех. Стационарная помощь оплачивается из бюджета страны.

Норвегия - страна с обширными и малонаселенными северными территориями, где доступ к медицинской помощи превращается в непростую проблему. Подобная ситуация существует во всех странах, где имеются заполярные малонаселённые территории. Можно сказать, что пока лишь Норвегия нашла эффективное решение этой очень трудной проблемы. Создана «дистанционная» консультация на месте с использованием современной телемедицины. При необходимости нуждающихся в помощи людей перевозят к месту оказания медицинской помощи на вертолетах или самолетах. Сегодня телемедицина в Норвегии развивается, в соответствии с государственными и региональными планами. Осуществляется построение специальной северно-норвежской сети между медицинскими учреждениями.

Норвегия стала первой в мире страной, официально включившей тарифы на телемедицину в бюджет здравоохранения. Телемедицина развивается по многим направлениям: радиология, общая патология, дерматология, лабораторная диагностика, психиатрия, гастроэнтерология, кардиология и т.п. Координирует работу в данной области Национальный центр телемедицины. Он проводит видеоконференции, планирует врачебные консультации на основе связи с врачами общей практики, находящимися в удаленных районах и реализует программы дистанционного обучения.

Еще одной отличительной чертой норвежского здравоохранения является государственный надзор за системой здравоохранения и социального обеспечения. Этот надзор осуществляется за всеми предписанными законом медицинскими услугами, независимо от того, представлены ли они государственными лечебными учреждениями, муниципальными учреждениями, частными компаниями или медицинскими работниками, у которых есть собственная врачебная практика. Органы надзора не зависят от политической конъюнктуры, и имеют значительную степень свободы, а основной метод действия их - отраслевой мониторинг.

Итак, в общих чертах, некоторые особенности обывательской норвежской жизни:

- Семья, живущая за чертой города, получает за каждого ребенка пособие, в размерах более 1.600 $ США.
- Дети посещают детские сады бесплатно.
- Работающим женщинам оплачивается десятимесячный декретный отпуск.
- Работающим полагаются специальные денежные доплаты на время отпусков.
- Аренда квартир субсидируется государством.
- Все расходы на образование покрываются государством.
- Медицинское обслуживание, включая зубоврачебную помощь, является бесплатным для постоянных жителей Норвегии.
- Государство оплачивает нуждающимся в этом гражданам путевки для лечения в любых санаторно-курортных учреждениях, как в стране, так и за рубежом.
- Пособие, выплачиваемое по старости, эквивалентно заработной плате квалифицированного индустриального рабочего. (Из разных источников)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments