Татьянин журнал (tatamo) wrote,
Татьянин журнал
tatamo

Хлеб всему голова, или рынок всё разрулит.

Оригинал взят у amonov в Хлеб всему голова, или рынок всё разрулит.


В начале девяностых реформаторы очень любили рассказывать сказки про рынок, который все разрулит. Благодаря конкуренции, потребитель будет иметь самый качественный продукт, по самой сходной цене.



И рынок разрулил. Именно благодаря рынку мы узнали, что существуют: колбаса без мяса, немолочное молоко, кофе не из кофейных зерен, консерванты, улучшители и заменители вкуса, идентичные натуральному.

Возьмем хлеб. Продукт очень простой, но жизненно необходимый. Производить хлеб - это не шаттл в космос запускать, или суперкомпьютер делать. За двадцать лет рынка в сфере производства хлеба должны были произойти невиданные успехи. Мы должны есть рыночный хлебушек да нахваливать. Однако, это не так.

Производители хлебобулочных изделий в погоне за прибылью так лихо пользуются пищевой химией, что хлеб приобретает невиданные ранее свойства. Чтобы сократить издержки, ускорить время производства, используются специальные добавки. Сегодня при выпечке хлеба можно даже не пользоваться дрожжами. Химия творит чудеса - сыпанул нужной добавки, и хлеб получится пышный на вид, но легкий. В результате, покупатель платит за воздух.

Вот так работает рынок, если конкуренция большая, а правила прописаны нечетко. Появись сегодня на рынке честный производитель, то конкурировать с жуликами он не сможет. Цена на его хлеб будет выше, торговые сети его продукт брать не будут, и в результате, он загнется.

Отдельная тема о выборе. Что толку от того, что на прилавке лежит хлеб от пяти производителей. Разницу, на вкус, определить нельзя. Цены одинаковые.

Столь любимые либералами постулаты сложились во времена далекие, с тех пор много что изменилось. Во времена Адама Смита производитель нёс почти персональную ответственность за продукт. На продукте часто стояла фамилия производителя. Пекаря, снабжавшего хлебом жителей улицы, знали все, и он боялся потерять репутацию. Да и если что, потребитель мог намять бока нерадивому производителю.

Сейчас производитель обезличен, есть бренд. Мы покупаем не продукт, а те представления о нем, которые нам впарят маркетологи. Поэтому честное имя производителя не важно. Например. Группа товарищей решит производить молоко из сухого порошка с добавкой пальмового масла. Будет создан брент АВС, заряжена определенная сумма на рекламу. И сбыт пошел. А когда потребитель разочаруется в продукте, то те же люди сделают другой бренд, например СВА, и продолжат получать прибыль. Персональной ответственности за качество продукта они не несут.

Ждать, что рынок все разрулит - можно. Но скорей ураган, пролетающий над грудой металлолома, сделает самолет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments